Виды речевого высказывания и их структура

Мы остановились на строении речевого высказывания и его отдельных компонентах. Сейчас нам направляться разглядеть различные виды речевого высказывания, каковые имеют совсем неодинаковую структуру и в которых соотношение только что обрисованных элементов возможно совсем разным.

Речевое высказывание может выступать в двух главных видах: в виде устной и письменной речи. Отличие их пребывает в том, что любая из них применяет различные средства выражения речи, но и своим психотерапевтическим строением; в один момент любая из них имеет и собственные разновидности.

самая простой структурой отличается устная аффективная обращение, которая лишь условно возможно названа речью. К ней относятся такие восклицания, как «эх!», «фу ты», и такие привычные речевые штампы, как «линия забери!» и т. п.

В данной форме речи нет ни четкого мотива (просьбы, приказа, сообщения), место его занимает аффективное напряжение, приобретающее собственный разряд в восклицании. В ней нет и этапа плана либо мысли, заключающего в себе неспециализированную схему предстоящего высказывания; конечно, что она не испытывает недостаток в предварительной подготовке либо перекодировании, осуждённом во внутренней речи. Внешняя сторона весьма несложна и ограничена или междометиями, или привычными речевыми штампами. Характерно, что самые элементарные формы экспрессивной речи сохраняются в тех случаях, в то время, когда в следствии мозгового заболевания сложные формы речевого кодирования оказываются нарушенными.

Второй разновидностью устной речи есть устная диалогическая обращение.

Эта обращение имеет необычную психотерапевтическую структуру, без внимательного анализа которой она остается непонятной. Устная диалогическая обращение постоянно имеет собственный мотив; она содержит в себе или просьбу либо приказ, или передачу какого-либо сообщения. Но данный мотив время от времени включен в поведение данного субъекта (к примеру, задающего вопрос), а время от времени в поведение другого субъекта (к примеру того, на вопрос которого человек отвечает). То же возможно сообщить и о звене плана, либо мысли. В начале беседы она зарождается у данного лица, которое что-либо требует у собеседника либо что-то передает ему. Весьма не так долго осталось ждать она перестает быть образованием, рождающимся в голове у человека. В случаях, в то время, когда человек отвечает на вопрос (в случае если ответ содержится в согласии с собеседником либо несогласии с ним), план беседы рождается в вопросе собеседника; предстоящая беседа делается схемой, появляющейся в контексте всей беседы, так что тяжело сообщить, кому в собственности неспециализированная идея, являющаяся содержанием беседы. Значительное содержится в том, что на каждом этапе беседы она дается в готовом виде, и субъекту не нужно искать либо формулировать ее. Следовательно, одна из изюминок диалога содержится в том, что собеседники постоянно знают, о чем идет обращение, и не нуждаются в том, дабы любой раз развертывать идея, доводя речевое высказывание до его самая полной формы. К данной особенности устной диалогической речи присоединяется и вторая: она протекает довольно часто в условиях знания конкретной обстановке и сопровождается богатыми внеречевыми факторами сообщения – жестами, мимикой, интонацией.

Все это определяет и структурные изюминки устной диалогической речи. Она возможно неполной, сокращенной; время от времени фрагментарной, допускает эллипсисы (опускание отдельных компонентов), но все же постоянно есть понятной.

В случае если один из ожидающих автобус говорит: «Пятый!», это всем ясно. В случае если слово произносится с оттенком удовлетворения, это указывает: «Подходит автобус № 5, которого мы ожидаем!» В случае если то же слово произносится с оттенком разочарования, оно свидетельствует: «Это подходит не тот автобус, которого мы ожидаем».

Сокращенная фрагментарная форма имеет место и в более сложных формах устной диалогической речи, для которой развернутая грамматическая полнота выясняется необязательной и которая постоянно остаётся речью в условиях наличия и знания ситуации громадного синпрактического (внеречевого) компонента. Возможно заявить, что в устной диалогической речи большая часть передаваемого сообщения не выступает в развернутой грамматической структуре высказывания, но «подразумевается», содержится во внеречевом синпрактическом контексте, и что устная диалогическая обращение передает по большей части тот суть (т. е. соответствующее ситуации, личное значение), что довольно часто остается непонятным без контекста.

Легко видеть, что этап предварительной подготовки развернутого высказывания во внутренней речи во многих случаях оказывается весьма сокращенным, а в случаях, в то время, когда содержание высказывания достаточно полно сформулировано задающим вопросы, ответ заключает лишь утверждение либо отрицание вопроса («Вы уже обедали?» – «Да!»), роль внутренней речи, готовящей развернутый ответ, фактически сводится на нет. Ясно исходя из этого, что кое-какие самые простые формы устной диалогической речи, не применяющие развернутых грамматических средств языка и не нуждающиеся в предварительном кодировании высказывания, смогут сберигаться при всех мозговых поражениях, при которых процесс кодирования высказывания делается недоступным.

Третьим и самый сложным видом устного высказывания есть устная монологическая обращение, которая может выступать в форме повествования, доклада, лекции.

Данный вид устной речи имеет несравненно более сложное строение.

Устная монологическая обращение неизменно должна иметь как исходный мотив, так и четкий план. Она, в большинстве случаев, или формулирует просьбу, требование, или передает известную данные. Монологическая обращение должна иметь план, исходить из главной мысли, которая должна быть развернута в будущем высказывании. В отличие от диалогической речи, эта идея (либо подлежащее формулировке содержание) не дается тут в готовом виде, но появляется у самого говорящего.

Изюминкой устной монологической речи есть то, что она, в большинстве случаев, не обязательно предполагает у собеседника, к которому обращена, знание обстановки, и исходя из этого обязана содержать в себе достаточно полную речевую формулировку информации, которую она передает.

Исходя из этого нужно проводить подготовку развернутой речи, предварительного процесса перекодирования исходного плана в речевую схему будущего высказывания, в противном случае говоря, того процесса внутренней речи, что был обрисован выше и что лишь и может обеспечить превращение исходного плана в развернутое речевое высказывание. Любой, кто подготовился к выступлению, прекрасно знает, какую громадную предварительную работу необходимо совершить, дабы приступить к развернутому повествованию, докладу либо лекции, которая носит у неопытного докладчика либо лектора сложный, развернутый темперамент, у умелого лектора принимает свернутую форму обозначения отдельных этапов изложения в фрагментарных заметках либо во внутренних речевых опорах.

Но нужно подчернуть, что устная монологическая обращение располагает некоторыми внеречевыми средствами, каковые выступают тут в виде дополнительных, подчиненных компонентов, но все же занимает большое место. В собственной устной монологической речи человек пользуется жестами, мимикой; посредством интонации он выделяет те части собственного сообщения, каковые имеют особое значение; посредством дополнительных средств высказывает отношение к тому, что он информирует, выделяет суть информируемого. Это позволяет сохранить и в устной монологической речи некую грамматическую неполноту, делает приемлемыми кое-какие эллипсисы (опускание некоторых избыточных грамматических компонентов), разрешает пользоваться не всецело развернутыми грамматическими конструкциями, сокращенность которых компенсируется интонацией и сопровождающими жестами.

Совсем конечно, что структура устного монологического высказывания в высокой степени зависит от характера передаваемых им сообщений: в случае если субъект передает «коммуникацию бытия», участие внеязыковых (синпрактиче-ских) компонентов (жестов, мимики, интонации) возможно намного больше, если он передает «коммуникацию взаимоотношений», их участие, конечно, делается меньше, и главный центр тяжести переносится на совокупность логико-грамматических кодов языка.

Принято различать две формы устной монологической речи, каковые в разной степени опираются на внеязыковые степени синпрактические средства.

Одна из них обозначается в большинстве случаев как «драматизирующая» обращение: она обширно пользуется воспроизведением прямой речи, сопровождается мимикой и жестами, применяет богатые средства интонации, исходя из этого может носить грамматически не хватает развернутый темперамент. Достаточно отыскать в памяти, как дама, только что возвратившаяся с улицы, говорит о споре торговок на рынке, воспроизводя их реплики, интонации и жесты, для получения примера «драматизирующей» монологической речи.

Вторая форма устной монологической речи довольно часто обозначается как «эпическая» обращение. Она не сопровождается интонациями и жестами, не пользуется формами прямой речи и не обращается к внеязыковым средствам ясности, каковые так богато пользуются «драматизирующей» речью. «Эпическая» обращение, не опираясь на внеязыковые средства, может выразить самое сложное содержание, но она обязана всецело применять логико-грамматические коды языка, каковые в ней остаются главными, если не единственными средствами передачи информации. Прототипом формы устной монологической речи может служить эпос сказителя, что, если доверять преданию, имел возможность передаваться слепым Гомером, не пользовавшимся никакими дополнительными внешними средствами ясности.

Конечно, что «эпическая» форма монолога обязана опираться на максимально грамотную обращение, и все языковые (лексические и синтаксические) коды должны быть в ней использованы с большой полнотой.

Последним и самый сложным видом высказывания есть письменная монологическая обращение.

В отличие от устной речи письменная монологическая обращение имеется обращение без собеседника либо обращение в отсутствии собеседника, время от времени с мнимым собеседником. Данный факт определяет и ее психотерапевтическую структуру.

Письменная монологическая обращение обязана исходить из определенного мотива и иметь достаточно четкий план. Идея, подлежащая кодированию в развернутое речевое высказывание, ни при каких обстоятельствах не дается тут в готовом виде, в котором она формируется собеседником, участвующим в диалоге. В случаях, в то время, когда обращающийся к письменному монологическому повествованию передает уже готовое содержание, неспециализированная схема мысли должна быть извлечена из его прошлого опыта, хранимого в памяти. В этом случае она декодируется в соответствии с тем законам логического припоминания, каковые были освещены выше. В обстановках, в то время, когда письменная монологическая обращение формулирует новую, еще не хватает отработанную идея, подробности которой не хватает ясны самому субъекту, подготовка высказывания может принять сложные формы. Исходя из этого неспециализированный план должен быть перекодирован в сложную смысловую программу развернутого высказывания, отдельные звенья данной программы должны быть уточнены, и установлена их последовательность. Подготовительная деятельность, которая частично может носить внешний темперамент, применять последовательность опор, фрагментарных записей либо заметок, не всегда обширно опирающаяся на механизмы внутренней речи, получает особенно сложный темперамент. Достаточно пристально ознакомиться с этими примерами подготовки развернутого письменного изложения, какие конкретно мы замечаем у Л. Н. Толстого либо Г. Флобера, дабы заметить всю ту сложность предварительного кодирования мысли, большая часть которой падает на участки внутренней речи, и которая образовывает существо тех мучительных попыток «воплощения мысли в слово», которой характеризуется каждое творчество.

Значительной изюминкой письменной монологической речи есть то, что она лишена возможности опираться на каждые внеязыковые средства – знание обстановки, жесты, интонацию и мимику (последняя только частично замещается средствами выделения и пунктуации отдельных фраз и слов, каковые имеются в распоряжении письменной речи).

Письменная монологическая обращение вынуждена опираться на развернутую совокупность логико-грамматических кодов языка, каковые становятся единственным средством передачи сложной информации, и каждые сокращения либо эллипсисы (опускание отдельных элементов высказывания) в этом случае становятся недопустимыми.

Риторика 04. Виды речей

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector