В настоящее время утвердилась определенная типологическая модель системы учебных изданий, которая включает четыре вида изданий, дифференцированных по функциональному признаку, определяющему их значение и место в учебном процессе, и применима к электронным учебным изданиям:
1) программно-методические (учебные планы и учебные программы);
2) учебно-методические (методические указания, руководства, содержащие материалы по методике преподавания учебной дисциплины, изучения курса, выполнению курсовых и дипломных работ);
3) обучающие (учебники, учебные пособия, тексты лекций, конспекты лекций);
4) вспомогательные (практикумы, сборники задач и упражнений, хрестоматии, книги для чтения).
Информационные технологии позволяют выделить по этому критерию пятую группу — контролирующие электронные учебные издания, к которым следует отнести тестирующие программы и базы данных.
Электронные учебные издания по структуре можно разделить на:
— однотомные (выпущенные на одном машиночитаемом носителе);
— многотомные (состоящие из двух или более пронумерованных частей, каждая из которых представлена на отдельном машиночитаемом носителе, представляющие собой единое целое по содержанию и оформлению).
Также можно выделить серийные электронные издания, включающие совокупность томов, объединенных общностью замысла, тематики, целевым назначением, выходящих в однотипном оформлении.
По характеру представляемой информации можно выделить такие устоявшиеся виды электронных учебных изданий, как:
— учебный план;
— учебная программа;
— методические указания;
— методические руководства;
— программы практик;
— задания для практических занятий;
— учебник;
— учебное пособие;
— конспект лекций;
— курс лекций;
— практикум;
— хрестоматия;
— книга для чтения.
По форме изложения материала электронные учебные издания могут быть разделены на:
— конвекционные (реализуют информационную функцию обучения);
— программированные (созданные с помощью средств программирования);
— проблемные (базируются на теории проблемного обучения и направлены на развитие логического мышления);
— комбинированные или универсальные (содержат отдельные элементы перечисленных моделей).
По целевому назначению электронные учебные издания могут быть разделены на пять основных групп:
— для школьников;
— для бакалавров;
— для дипломированных специалистов;
— для магистров;
— для взрослых.
Различия по целевому назначению вызваны различными дидактическими задачами, которые решаются при подготовке специалистов различного уровня.
По наличию печатного эквивалента выделяются две группы электронных учебных изданий:
— электронный аналог печатного учебного издания — электронное учебное издание, в основном воспроизводящее соответствующее печатное издание (расположение текста на страницах, иллюстрации, ссылки, примечания и т.п.);
— самостоятельное электронное учебное издание — электронное издание, не имеющее печатных аналогов.
По природе основной информации выделяются следующие виды электронных учебных изданий:
— текстовое (символьное) — электронное издание, содержащее преимущественно текстовую информацию, представленную в форме, допускающей посимвольное обработку;
— изобразительное — электронное издание, содержащее преимущественно электронные образцы объектов, рассматриваемых как целостные графические сущности, представленные в форме, допускающей просмотр и печатное воспроизведение, но не допускающей посимвольной обработки;
— звуковое — электронное издание, содержащее цифровое представление звуковой информации в форме, допускающей ее прослушивание, но не предназначенной для печатного воспроизведения;
— программный продукт — самостоятельное, отчуждаемое произведение, представляющее собой публикацию текста программы или программ на языке программирования или в виде исполняемого кода;
— мультимедийное — электронное издание, в котором информация различной природы присутствует равноправно и взаимосвязано для решения определенных разработчиком задач, причем эта взаимосвязь обеспечена соответствующими программными средствами.
По технологии распространения можно выделить:
— локальное электронное издание, предназначенное для локального использования и выпускающееся в виде определенного количества идентичных экземпляров (тиража) на переносимых машиночитаемых носителях;
— сетевое электронное издание, доступное потенциально неограниченному кругу пользователей через телекоммуникационные сети;
— электронное издание комбинированного распространения, которое может использоваться как в качестве локального, так и в качестве сетевого.
По характеру взаимодействия пользователя и электронного издания можно выделить две группы:
— детерминированное электронное издание (параметры, содержание и способ взаимодействия с которым определены издателем и не могут быть изменяемы пользователем);
— недетерминированное электронное издание (параметры, содержание и способ взаимодействия с которым прямо или косвенно устанавливаются пользователем в соответствии с его интересами, целью, уровнем подготовки и т.п. на основе информации и с помощью алгоритмов, определенных издателем).
Разработка интерактивного электронного курса в Moodle (1/3)