Виды электронных учебных изданий.

В настоящее время утвердилась определенная типологическая модель системы учебных изданий, которая включает четыре вида изданий, дифференцированных по функциональному признаку, определяющему их значение и место в учебном процессе, и применима к электронным учебным изданиям:

1) программно-методические (учебные планы и учебные программы);

2) учебно-методические (методические указания, руководства, содержащие материалы по методике преподавания учебной дисциплины, изучения курса, выполнению курсовых и дипломных работ);

3) обучающие (учебники, учебные пособия, тексты лекций, конспекты лекций);

4) вспомогательные (практикумы, сборники задач и упражнений, хрестоматии, книги для чтения).

Информационные технологии позволяют выделить по этому критерию пятую группу — контролирующие электронные учебные издания, к которым следует отнести тестирующие программы и базы данных.

Электронные учебные издания по структуре можно разделить на:

— однотомные (выпущенные на одном машиночитаемом носителе);

— многотомные (состоящие из двух или более пронумерованных частей, каждая из которых представлена на отдельном машиночитаемом носителе, представляющие собой единое целое по содержанию и оформлению).

Также можно выделить серийные электронные издания, включающие совокупность томов, объединенных общностью замысла, тематики, целевым назначением, выходящих в однотипном оформлении.

По характеру представляемой информации можно выделить такие устоявшиеся виды электронных учебных изданий, как:

— учебный план;

— учебная программа;

— методические указания;

— методические руководства;

— программы практик;

— задания для практических занятий;

— учебник;

— учебное пособие;

— конспект лекций;

— курс лекций;

— практикум;

— хрестоматия;

— книга для чтения.

По форме изложения материала электронные учебные издания могут быть разделены на:

— конвекционные (реализуют информационную функцию обучения);

— программированные (созданные с помощью средств программирования);

— проблемные (базируются на теории проблемного обучения и направлены на развитие логического мышления);

— комбинированные или универсальные (содержат отдельные элементы перечисленных моделей).

По целевому назначению электронные учебные издания могут быть разделены на пять основных групп:

— для школьников;

— для бакалавров;

— для дипломированных специалистов;

— для магистров;

— для взрослых.

Различия по целевому назначению вызваны различными дидактическими задачами, которые решаются при подготовке специалистов различного уровня.

По наличию печатного эквивалента выделяются две группы электронных учебных изданий:

— электронный аналог печатного учебного издания — электронное учебное издание, в основном воспроизводящее соответствующее печатное издание (расположение текста на страницах, иллюстрации, ссылки, примечания и т.п.);

— самостоятельное электронное учебное издание — электронное издание, не имеющее печатных аналогов.

По природе основной информации выделяются следующие виды электронных учебных изданий:

— текстовое (символьное) — электронное издание, содержащее преимущественно текстовую информацию, представленную в форме, допускающей посимвольное обработку;

— изобразительное — электронное издание, содержащее преимущественно электронные образцы объектов, рассматриваемых как целостные графические сущности, представленные в форме, допускающей просмотр и печатное воспроизведение, но не допускающей посимвольной обработки;

— звуковое — электронное издание, содержащее цифровое представление звуковой информации в форме, допускающей ее прослушивание, но не предназначенной для печатного воспроизведения;

программный продукт — самостоятельное, отчуждаемое произведение, представляющее собой публикацию текста программы или программ на языке программирования или в виде исполняемого кода;

— мультимедийное — электронное издание, в котором информация различной природы присутствует равноправно и взаимосвязано для решения определенных разработчиком задач, причем эта взаимосвязь обеспечена соответствующими программными средствами.

По технологии распространения можно выделить:

— локальное электронное издание, предназначенное для локального использования и выпускающееся в виде определенного количества идентичных экземпляров (тиража) на переносимых машиночитаемых носителях;

— сетевое электронное издание, доступное потенциально неограниченному кругу пользователей через телекоммуникационные сети;

— электронное издание комбинированного распространения, которое может использоваться как в качестве локального, так и в качестве сетевого.

По характеру взаимодействия пользователя и электронного издания можно выделить две группы:

— детерминированное электронное издание (параметры, содержание и способ взаимодействия с которым определены издателем и не могут быть изменяемы пользователем);

— недетерминированное электронное издание (параметры, содержание и способ взаимодействия с которым прямо или косвенно устанавливаются пользователем в соответствии с его интересами, целью, уровнем подготовки и т.п. на основе информации и с помощью алгоритмов, определенных издателем).

Разработка интерактивного электронного курса в Moodle (1/3)


Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: