Виды акцентуации характера у подростков

Когда чрезмерно усилены отдельные черты, характер становится негармоничным. Подросток с явной акцентуацией избирательно, с одной стороны, чувствителен к пагубным влияниям среды, к разного рода психическим травмам. С другой стороны, в ответ на эти воздействия он дает специфическую реакцию, соответствующую его характеру. Поэтому при различного типа акцентуациях возникают разные проблемы: у одних подростков — ранняя алкоголизация, у других — токсикомания, у третьих — опасность суицида, и т. д. Тип акцептуации определяет в этом возрасте и особенности отношений с родителями и сверстниками.

Рассмотрим подростковые проблемы, связанные с акцентуациями характера, по данным А. Е. Личко.

1. Гипертимныйтип. Гипертимные подростки с детства общительны, болтливы, склонны к озорству. Всюду, где они появляются, много шума. При поступлении в школу оказываются недисциплинированными, неусидчивыми, легко отвлекаются от занятий. Поэтому, несмотря на свои способности, учатся неровно, их дневники пестрят замечаниями и всеми возможными отметками — от пятерок до двоек.

В подростковом возрасте их главной чертой становится приподнятое настроение. Оптимизм в сочетании с кипучей энергией и часто обаянием дает основание называть такой характер солнечным. Гипертимные подростки очень общительны, в компаниях оказываются лидерами, «заводилами». У них есть неудержимый интерес ко всему новому — людям, местам, занятиям. Но существует и оборотная сторона этих привлекательных качеств. С энтузиазмом и энергией включаясь в новое дело, они часто не доводят его до конца, постоянно меняют увлечения, не в состоянии выполнять работу, требующую тщательности, аккуратности. Легко общаясь с разными людьми, они неразборчивы в выборе знакомств и могут попасть в асоциальную группу.

Эти подростки плохо переносят одиночество и жесткий контроль со стороны взрослых. Оказавшись в условиях строгого режима (в интернате, лагере и т. п.), дают вспышки раздражения и гнева, могут оттуда сбежать. В семье борются за самостоятельность; побеги из дома встречаются нечасто, но есть склонность к самовольным отлучкам, более или менее продолжительным. У них легко возникают конфликты не только с родителями, но и с учителями в школе.

2. Циклоидный тип. Эти подростки в детстве ничем не отличаются от сверстников или производят впечатление гипертимов. В начале или при завершении полового созревания наступает длительное снижение настроения (субдепрессивная фаза). Появляются апатия, раздражительность, все валится из рук, ощущается упадок сил. Учиться становится труднее, шумные компании сверстников больше не привлекают. Бойкие подростки превращаются в унылых домоседов.

Обычно состояние меняется через 1—2 недели. Но по мере развития акцентуации периоды подъема, полные общения и наверстывания упущенного в учебе, случаются реже и становятся не такими яркими, как прежде.

В периоды подъема циклоидные подростки плохо переносят одиночество, однообразную размеренную жизнь, кропотливую работу. Им свойственны те же проблемы, что и гипертимным.

В субдепрессивной фазе тяжело переживаются изменения привычного образа жизни, в частности переход в другую школу. Остро воспринимаются мелкие неприятности и неудачи в учении, неизбежные из-за падения работоспособности. Повышается чувствительность к укорам, упрекам, обвинениям, а серьезные неудачи и нарекания могут усилить субдепрессивное состояние или вызвать острую аффективную реакцию. В последнем случае возможны суицидные попытки (попытки самоубийства).

3. Лабильный тип. Главная черта этого типа — крайняя изменчивость настроения. Для подросткового возраста вообще характерна эмоциональная лабильность, но при такой акцентуации настроение меняется слишком часто и слишком резко, нередко по самым ничтожным поводам. Случайный неприветливый взгляд, некстати начавшийся дождь, оторвавшаяся от куртки пуговица способны привести лабильного подростка в мрачное расположение духа. И наоборот, легковесный комплимент или интересная новость могут поднять настроение и даже отвлечь от реальных неприятностей.

От сиюминутного настроения зависят самочувствие, сон и аппетит, работоспособность, поиски общения или стремление к одиночеству. При плохом настроении будущее представляется серым и унылым, прошлое кажется цепью неудач, ошибок и несправедливостей, а окружающие люди наделяются массой недостатков. Резкий подъем настроения расцвечивает будущее самыми радужными красками, прошлое складывается из приятных воспоминаний и те же самые знакомые оказываются милыми и интересными людьми.

Лабильным подросткам свойственны глубокие чувства и привязанности. Они отзывчивы и ценят доброе к себе отношение, участие и заботу. С любящими родственниками их связывает эмоциональная близость, несмотря на мимолетные ссоры. Они становятся преданными друзьями для тех, кто способен им сопереживать.

При этом типе акцентуации глубоко переживаются упреки, нотации, осуждение. Самыми тяжелыми ситуациями оказываются утрата близких, вынужденная разлука с ними, отвержение со стороны значимых людей. Возможны острые аффективные реакции, неврозы и депрессии.

«Сергей Г. До 11 лет учился хорошо. Когда ему было 11 лет, погиб отец. После его смерти несколько месяцев был крайне вял, не играл, ничего не делал, после школы все дни один сидел дома и ждал, когда мать вернется с работы. Жаловался на головную боль, плохой сон, «дергались веки»… Очень переживал свои неудачи и выговоры учителей. Стал убегать с уроков, один бродил по городу. Дома на упреки матери реагировал слезами, уходил из дому, отсиживался один на лестнице» (Личко А. Е., 1983, с. 111).

4. Астено-невротический тип. Главные черты — повышенная утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондричности.

Утомляемость проявляется особенно сильно при умственных нагрузках, что сказывается на учебе. Раздражение по малейшему поводу тут же изливается на окружающих — тех, кто оказался рядом; но аффективные вспышки несильны и непродолжительны, они легко сменяются раскаянием и слезами. Ипохондричность проявляется в том, что подростки постоянно прислушиваются к своим телесным ощущениям (мальчики чаще всего — к работе сердца), любят проходить обследования и лечиться, охотно укладываются в постель. В их мыслях о будущем центральное место тоже занимают заботы о собственном здоровье.

На основе этой акцентуации может начаться невротическое развитие. Ни делинквентность, ни побеги из дома, ни алкоголизация здесь не встречаются.

«Сергей С., 15 лет. … В 12 лет у него на глазах внезапно от сердечного приступа скончалась его бабушка. Вскоре после этого почувствовал, что у него заболело сердце… Через год компания асоциальных одноклассников стала его терроризировать… возобновились боли в сердце, стал бояться ходить в школу, затем вообще выходить на улицу… В 14 лет — бурное половое созревание… После купания в холодной реке приступ болей возобновился. При возвращении в школу и при виде прежних преследователей снова почувствовал боли в сердце

Обследование в кардиологическом диспансере никаких отклонений со стороны сердца не выявило. Был направлен на обследование в подростковую психиатрическую клинику…

Старался не покидать постели, боялся вставать, ел лежа, непрестанно считал свои пульс, то и дело звал врача за помощью. Был капризен, раздражителен. Родных на свиданиях допекал жалобами, уверял, что он тяжело болен» (Личко А. Е., 1983, с. 119—120).

5. Сензитивный тип. Сензитивные подростки с детства пугливы, застенчивы и послушны, это — «домашние» дети. Школа сначала пугает их скопищем сверстников, шумом и драками на переменах, но затем, привыкнув к одному классу, они стремятся остаться в нем, даже когда им досаждают одноклассники. Учатся обычно старательно. Боятся вызовов к доске, контрольных и экзаменов.

Главные черты — высокая чувствительность и чувство неполноценности. «Слабым местом» при таком характере оказывается отношение окружающих. Крайне тяжела, иногда непереносима для сензитивных подростков ситуация, в которой они становятся объектом насмешек или подозрений, когда на их репутацию падает хоть малейшая тень. У них рано формируется чувство долга, ответственности, они усваивают моральные нормы поведения и принимают духовные ценности старшего поколения. Высокие этические требования предъявляются и к окружающим, и прежде всего к самим себе. В себе видят много недостатков, пытаются с ними бороться или их маскировать, их жизнь полна укоров и самобичевания.

К родственникам такие подростки сохраняют детскую привязанность, подчиняются их опеке. В семье упреки и наказания вызывают обычно не протест, а угрызения совести, слезы и даже отчаяние. Сверстники их часто пугают грубостью, цинизмом, жестокостью. Они не отгораживаются от подростковой среды, но предпочитают близкого друга большой компании. Им свойственны романтические влюбленности. Однако свои чувства подростки и старшеклассники или скрывают, или выражают так неудачно, что любовь остается безответной. Это еще больше обостряет чувство собственной неполноценности.

При этой акцентуации нехарактерны ни алкоголизация, ни любое другое токсикоманическое поведение, ни делинквентность. Если сензитивный подросток проявил по отношению к кому-то грубую агрессию, эту отчаянную реакцию нельзя расценивать как хулиганство: ее наверняка вызывала целая серия глубоких обид. Прогулы или отказ ходить в школу тоже всегда бывают вызваны тяжелой для подростка ситуацией в классе — насмешками сверстников, «изводящих» его, или несправедливыми оценками кого-то из учителей.

Когда сензитивный подросток попадает в полосу неудач, разочарований или когда ему предъявляются серьезные несправедливые обвинения, появляются депрессивные реакции. Бывают попытки самоубийства.

6. Психастенический тип. Становлению психастении способствует воспитание в условиях повышенной моральной ответственности. Ребенок боится не оправдать слишком высокие ожидания родителей или возложенные на него слишком трудные обязанности. Поскольку и надежды родственников, и обязанности сейчас в основном связаны с учением, критическим периодом развития психастенического характера становятся первые классы школы.

В подростковом возрасте проявляются такие черты, как нерешительность, склонность к рассуждательству, тревожная мнительность и любовь к самоанализу. Для подростков труден любой, даже малозначимый выбор, например, они могут решать, какой фильм им посмотреть, с долгими и мучительными колебаниями. Пытаясь преодолеть свою нерешительность, они иногда действуют скоропалительно и неосмотрительно, а неудачи затем усиливают их сомнения. Тревожная мнительность выражается не в опасениях за свое здоровье, как при астено-невротической акцентуации, и не в беспокойстве по поводу отношения окружающих, как у сензитивов, а в страхах, связанных с возможным будущим. Их волнует, как бы не случилось чего-то ужасного и непоправимого с ними или их близкими, к которым они обнаруживают страстную, иногда патологическую привязанность. Психологической защитой от постоянной тревоги за будущее становятся педантизм, точное следование намеченному плану, и специально придуманные приметы и ритуалы. Скажем, если по дороге в школу не наступать на крышки люков, не провалишься, отвечая урок у доски, если не дотрагиваться до дверных ручек, не заразишься, и т. д.

Нарушений поведения при этой акцентуации не бывает. Основная проблема — легкость возникновения навязчивых страхов, действий, ритуалов, все более усложняющихся, мыслей и представлений.

Конформный тип. Главная черта — постоянная и чрезмерная конформность к своему непосредственному привычному окружению. Жизненное правимо—думать “как все”, поступать “как все”, стараться, чтобы все было “как у всех” — от одежды и манеры вести себя до мировоззрения и суждений по животрепещущим вопросам. При этом под “всеми” подразумевается привычное окружение. От него стараются ни в чем не отстать но и не любят выделяться, забегать вперед. Это особенно проявляется на отношении к модам одежды. Когда появляется какая-либо новая мода, то нет больших ее хулителей, чем представители конформного типа. Но как только их среда осваивает новую моду, они сами облачаются в эту одежду, забыв о том, что говорили ранее.

В жизни любят руководствоваться сентенциями и в трудных случаях ищут в них утешения и оправдания (“утраченного не воротишь” и т.п.). Стремясь всегда соответствовать окружению, совершенно не могут ему противостоять. Поэтому оказываются полностью продуктом своей микросреды. В хорошем окружении становятся неплохими людьми, исполнительными работниками. Но, попав в дурную среду, со временем усваивают все ее обычаи и привычки, манеры и правила поведения, как бы все это ни противоречило прежнему модусу жизни и как бы пагубно ни было. Хотя адаптация к новой среде происходит медленно и первое время тяжело, но, когда она уже осуществилась, новая среда становится таким же диктатором поведения, каким раньше была прежняя. Поэтому конформные подростки “за компанию” легко спиваются, могут быть втянуты в групповые правонарушения.

Признаки шизоидного типа личности у детей, подростков, взрослых

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector