Ощущение звука в позиции резонаторов — одно из главнейших условий воспитания и развития речевого голоса. Благодаря соединению головного и грудного резонирования при активной работе артикуляционного аппарата и органов дыхания речевой голос приобретает мощность, красоту и силу.
Для воспитания навыка произнесения звука в позиции с ощущением резонаторов используются согласные — сонорные звуки [М], [Н], [Л], [Р]. Они имеют определенные преимущества при воспитании речевого голоса[56]. Так, при произнесении сонорных согласных звуков:
— объём глоточного резонатора сужен, увеличивается громкость звука и его импеданс (акустическое сопротивление воздуха в ротовом резонаторе);
— уменьшается напряжение окологортанной мускулатуры и создаётся наиболее щадящий режим работы голосовых складок;
— создаются вибрационные ощущения. Они являются сигналом правильного использования звука в позиции резонаторов. Вибрационные ощущения или раздражения, вызванные сонорными звуками, подают сигнал центральной нервной системе о работе резонаторов, раздражают нервные окончания, что рефлекторно влияет на дыхание и кровоснабжение;
— усиливается деятельность не только полости лицевого костяка, но и органов грудной клетки. Соответственно, увеличивается звонкость, красота и полётность речевого голоса.
Упражнениями с использованием сонорных [М], [Н], [Л] и [Р] достигается эффект «близости звука», его приближенности к кончикам губ.
К выбору согласного сонорного звука для ощущения резонаторов следует подходить индивидуально. Так, если сонорные [М] и [Н] звучат глухо или гнусаво, то лучше для начала взять согласный [Л]или [Р]. Из четырёх сонорных в начале работы над воспитанием речевого голоса следует выбирать наиболее удобный и звучащий, атака звука всегда мягкая.
При образовании голоса на сонорных звуках важно получить свободное лёгкое его звучание, а вибрационный контроль помогает ощутить звук в позиции резонаторов и поймать его «на губах», «собрать», «сконцентрировать» его.
Певица, вокальный педагог и композитор Полина Виардо добивалась этого эффекта последовательной работой над согласными звуками в сочетании с гласными. Сонорные согласные уже сами по себе звучат близко — около зубов. Согласные придают нашему голосу блеск, звучность, ясность и уже несут в себе признак высокого, благородного звучания. Каждый из «близко звучащих» согласных усиливает и приближает звучание гласных к губам[57].
Сонорные звуки помогают снять напряжение с корня языка, если соединить их произношение с расслаблением челюсти, а значит и свободным от напряжения языком. Они же, согласные, помогают создать тихую и резонирующую без всякого напряжения непрерывную линию звучания.
В этой работе главное условие — отсутствие малейшего форсирования звучания, свободный язык, расслабленная нижняя челюсть. Необходимо добиться ответного резонанса в грудной клетке, нижней части спины и даже ногах. Чем выше уходим по звучанию, тем сильнее опираемся на низы.
Качество сонорности зависит от присоединения к звукам гласных. Гласные — открытые звуки, соединяющие звучание гортани с вибрационным ощущением.
Начинать упражнение следует с прямого слога. Важно, чтобы гласный звук следовал сразу же после согласного без каких-либо дополнительных звуков:
МИ — МЭ — МА — МО — МУ — МЫ,
НИ — НЭ — НА — НО — НУ — НЫ,
ЛИ — ЛЭ — ЛА — ЛО — ЛУ — ЛЫ,
РИ — РЭ — РА — РО — РУ — РЫ.
Ощутить вибрацию можно при помощи слуха или осязания. Для ощущения головного резонирования можно приложить руку к темени, к лицевому костяку, затылку. Для ощущения грудного резонирования положите руку на грудь или на спину.
Вслед за прямым слогом произносите обратный слог:
ИМ — ЭМ — АМ — ОМ — УМ — ЫМ,
ИН — ЭН — АН — ОН — УН — ЫН,
ИЛ — ЭЛ — АЛ — ОЛ — УЛ — ЫЛ,
ИР — ЭР — АР — ОР — УР — ЫР.