В – причины развода со стороны родственников супругов или других лиц

1. Отсутствие подготовки попечителями своих детей, особенно дочерей, и их невнимательность к приготовлению их к супружеской жизни, их большой ответственности по отношению к мужу, его дому, его имуществу, его детям и его родственникам. И мы обнаруживаем, что многие отцы и матери воспитывают своих дочерей в роскоши и удобстве, что делает их неготовыми к новой супружеской жизни.

Поэтому каждый отец и каждая мать должны готовить своих детей – мальчиков и девочек. Это осуществляется их воспитанием в религии, нраве, мудрости, серьезности (старании) в делах, чтобы они соответствовали ответственности супружеской жизни. Также они обязаны не пренебрегать завещанием, которое они дали бы перед браком, которое станет с соизволения Всевышнего Аллаха причиной постоянства их супружеской жизни. Мы упомянем здесь завещание Умамы бинт аль-Харис, которая была красноречивой и умной, своей дочери перед ее замужеством. Она сказала: О, дочка, если бы завещание было бы оставлено по причине достоинства в этикете и почета в происхождении, то оно было бы оставлено от тебя, однако оно является напоминанием для невнимательного и содействием для разумного.

О, моя дочь, если бы женщина могла богатством своего отца обойтись без мужа, из-за своей сильной нужды в нем, ты была бы самой не нуждающейся из людей. Однако женщины созданы для мужчин, также как и мужчины созданы для них.

О, моя дочь, поистине, ты оставила почву, из которой вышла, и дом, к которому ты привыкла, ради дома, которого ты не знаешь. И ради товарища, которого ты (прежде) не любила, и он, женившись на тебе, стал хозяином (мужем), так будь же для него рабыней, и он станет для тебя рабом.

Прими от меня десять качеств, и они станут для тебя сбережением и напоминанием.

Первое и второе: сопутствуй ему с умеренностью (неприхотливостью) и живи с ним, слушаясь его и повинуясь ему. Ибо в нетребовательности имеется покой сердца. А в слушании и повиновении имеется довольствие Господа.

Третье и четвертое: заботься о запахах, которые он может почуять, и местах, куда может попасть его взор. Чтобы его взгляд не попал на что-либо неприятное в тебе. И чтобы он чуял от тебя лишь приятный запах. Поистине, сурьма является лучшим из имеющихся украшений. А вода является самой приятной из утраченных благовоний.

Пятое и шестое: заботься о времени его еды и покое во время его сна. Ибо жар голода является пламенем, а нарушение сна – причиной гнева.

Седьмое и восьмое: забота о его близких[124] и детях, оберегание его имущества, ибо оберегание имущества является отдачей должного (хорошей оценкой), а забота о близких и детях является лучшим управлением (домом).

Девятое и десятое: не распространяй его тайн и не ослушивайся его велений. Ибо если ты распространишь его тайну, то не обезопасишься от его коварства, и если ты ослушаешься его веления, то вызовешь в нем гнев.

Кроме того, моя дочь, остерегайся радости при нем, когда он печален, и печали, когда он рад. Ибо первое качество относится к упущению, а второе – к досаждению. Почитай его так сильно, как только можешь, и он будет уважать тебя так сильно, как только может. Чем больше ты будешь соответствовать ему, тем мягче будет он к тебе.

Знай же, моя дочь, что ты не добьешься от него того, что любишь, пока не предпочтешь его довольствие своему довольствию, и его желание своему желанию в том, что тебе нравится и не нравится. Пусть Аллах посодействует тебе и сохранит тебя[125].

2. Пренебрежение опекунами завещания пророка, да благословит и приветствует его Аллах: Если к вам придет тот, чьей религией и нравом вы довольны, то жените его. Если вы не сделаете этого, на Земле возникнут смута и нечестие[126]. А также их заинтересованность богатством, служебным положением, званием. Либо же их обращение внимания на религию, и не обращение внимания на нрав. Хотя пророк, да благословит и приветствует его Аллах, завещал, чтобы у сватающегося были две вещи вместе. Иногда бывают среди опекунов те, кто не обращает внимания ни на какое-либо из этих дел: религиозных или мирских. Для нихважно освободиться от ответственности опекунства по отношению к опекаемой, и поэтому они бросают ее в руки любого сватающегося, кем бы он ни был.

Поэтому опекуны должны бояться Всевышнего Аллаха относительно своих женщин и выдавать их замуж согласно завещанию избранного пророка, да благословит и приветствует его Аллах, чтобы их женщины жили счастливо и не возвращались с соизволения Всевышнего Аллаха в дома своих опекунов разведенными.

3. Принуждение сына или дочери к браку с тем, кого они не любят.Это иногда приводит к отсутствию продолжения супружеской жизни между ними из-за отсутствия взаимного согласия.

Поэтому гордыня родителей не должна подталкивать их на грех, когда они принуждают своих сыновей и дочерей к замужеству с тем, кого они не любят. Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «С побывавшей замужем женщиной можно заключать брак, только посоветовавшись с ней. А с девственницей можно заключать брак лишь с ее согласия». (Сподвижники) сказали: «О, посланник Аллаха, каким будет ее согласие?» Он ответил: «(Ее согласие) — молчание»[127]. Они должны стремиться к тому, что будет причиной продолжения супружеской жизни их детей. Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: Души подобные различным группам. В чем они согласны, в том они объединяются. В чем они различаются, в том они разъединяются[128].

4. Веление обоих родителей или одного из них сыну дать развод своей жене, и иногда это бывает по личным причинам между родителями и этой супругой.

Поэтому сыну не обязательно повиноваться им в этом. И это мнение имама Ахмада ибн Ханбаля, да смилуется над ним Аллах. Аль-‘Алими привел случай, который произошел с имамом Ахмадом ибн Ханбалем, да смилуется над ним Аллах: Один мужчина спросил Абу ‘Абдуллаха (Ахмада ибн Ханбаля): Мой отец велит мне, чтобы я дал развод своей жене. (Ахмад) сказал: Не разводись с ней. Тот сказал: Разве ‘Умар не велел своему сыну ‘Абдуллаху развестись со своей женой?. (Ахмад) ответил: Пока твоей отец не будет подобен ‘Умару, да будет доволен им Аллах[129].

Сын может поговорить о причине этого требования родителей или одного из них и попытаться примирить (или исправить), совершив благочестие к родителям и хорошее отношение к жене.

Также можно выделить ей отдельное жилье, если она живет вместе с родителями, и он считает, что это будет мерой исправления положения. И было бы хорошо, если он будет близок к родителям, чтобы соблюдать права всех их вместе.

5. Преувеличение в свадебных подарках и свадебных торжествах, что ведет к недостатку благословения в них, и это преувеличение иногда бывает условием, поставленным опекунами женщины, либо из-за любви мужа к хвастовству и кичливости. И когда мужчина стремится к большому благу в женщине и ожидает этого, то бывает, что он не обнаруживает желаемого из-за недостатка благословения по причине того преувеличения в осуществлении брака. Тогда он начинает сторониться ее и разлучается с ней.

Поэтому и муж, и опекуны женщины должны соблюдать умеренность и не преувеличивать, чтобы с соизволения Всевышнего Аллаха благословения было больше, а супружеская жизнь — дольше. Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: Поистине, больше всего благословения в таком браке, в котором легче всего снабжение[130]. Всевышний сказал: Ешьте и пейте, но не расточительствуйте, ибо Он не любит расточительных[131]. Пречистый Аллах также сказал: Но не расточай чрезмерно. Воистину, расточители – братья дьяволов, а ведь сатана неблагодарен своему Господу[132].

6. Родственники супругов вмешиваются в небольшиеразногласия и затруднения между ними, которых дом почти не бывает лишен, и которые можно уладить между супругами. Это относится к причинам, из-за которых трудности увеличиваются, и иногда это приводит к разлучению.

Поэтому родственники супругов не должны вмешиваться в подобное и оставлять дела им самим, чтобы примирить их между собою. Если дело требует того, чтобы супруг исправил положение, то он может применить те меры, которые узаконил для него Аллах.

В посланнике Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, для нас имеется хороший пример в его позиции относительно разногласий между его дочерью Фатимой и ее мужем ‘Али, да будет доволен ими обоими Аллах. Он не стал вмешиваться, кроме лишь успокоения положения и мягкого обращения с ‘Али, да будет доволен им Аллах, когда он стряхнул с него песок и сказал: Вставай, Абу Тураб[133]. Подобное ведение дел является прекрасным и любезным.

7. Пренебрежение родственниками супругов больших трудностей между супругами, которые иногда приводят к разводу, и их неторопливость к приведению двух судей (по одному с каждой стороны) для предупреждения возникновения развода.

Всевышний Аллах указал, что в подобном случае между супругами следует направить двух судей для рассуждения между ними и попытки примирения. Всевышний сказал: Если вы опасаетесь разлада между ними, то отправьте одного судью из его семьи и одного судью из ее семьи. Если они оба пожелают примирения, то Аллах поможет им. Воистину, Аллах – Знающий, Ведающий[134].

8. Сплетни между супругами, либо между женой и родственниками мужа, либо между мужем и родственниками жены, относятся к тому, что вызывает ненависть между супругами, и в результате возникает развод.

Причины развода: Родители мужа или бытовуха / Мухтар абу Марьям

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector