1. Краткосрочная прослеживание и зрительная фиксация; слуховое
сосредоточение; прекращение либо изменение характера плача как
реакция на голос взрослого
2. Слежение за движущейся в горизонтальной плоскости игрушкой;
слуховое сосредоточение
3. Медлено смотрит за игрушкой во всех направлениях; поворот головы
и глаз к источнику звука; направляет руку к объекту
4. Тянется к игрушке; разглядывает собственные руки; локализует звук в
пространстве
5. Переводит взор с предмета на предмет; тянется к игрушке и за-
хватывает ее, чаще двумя руками, тянет игрушку и руку в рот; аде-
кватная реакция на интонацию, на голос матери волнуется либо
оживляется
6. Зрительный контроль перемещений рук; захватывает игрушку с любой
стороны; держит в каждой руке по предмету; поворачивается на
звук, в случае если внимание его не отвлечено игрушкой, взрослым (актив-
ное внимание)
7. Захват игрушки сопровождается генерализованными активными дви-
жениями; перекладывает предмет из руки в руку; похлопывает ру-
кой по игрушке; определит голоса родных
8. Отталкивание предмета, кидание, стучит предметом о предмет, ма-
нипулирует двумя-тремя предметами; различает лица людей, знает
собственный имя
9. Отвечает действием на словесные руководства; ищет запрятанную иг-
рушку; берет небольшие предметы двумя пальцами
10. Подражательные перемещения рук — «ладушки», «до свидания»; вкла-
дывает пальцы в отверстие под контролем зрения; показывает части
тела другого человека; захватывает игрушки пальцами
11. Выбрасывает игрушки из кровати, вкладывает пальцы в отверстия
на ощупь; подражательные перемещения — перелистывание страниц,
запуск машинки; показывает части собственного тела
12. Вкладывание одного предмета в второй; открывает коробку, ящик;
узнавание картин; пользуется расчёской и ложкой по назначению
Уже к 3—4 месяцам зрительные и слуховые свойства младенцев практически не отличаются от таковых у взрослых людей. К этому возрасту ребенок, в большинстве случаев, вольно смотрит за предметами, движущимися в любом направлении, на любом расстоянии и с любой скоростью; способен длительно сосредоточиваться при разглядывании; совершает инициативные перемещения глаз (деятельно ищет объект для рассматривания); верно связывает слуховые и зрительные впечатления (локализует звук в пространстве — поворачивает голову и отыскивает глазами источник звука). Изучения продемонстрировали, что младенцы прекрасно различают цвета, формы, количества, очень чувствительны к новизне. Формируются условнорефлекторные реакции, в развитии которых ключевую роль играются зрительные и слуховые впечатления. Так, трехмесячный ребенок проявляет сосательный рефлекс не только в ответ на положенную в рот грудь либо соску, но и при виде груди матери либо бутылочки с молоком. Во втором полугодии неспешно складываются особенные ориентировочные действия, направленные на обследование предметов и окружающего пространства. В состоянии спокойного бодрствования ребенок проявляет интерес к игрушкам, он не только длительно разглядывает их, но и приближает к ним руки, обхватывает их, тянет в рот. Новая задача зрения — направлять и регулировать поведение,
так что формирование независимых двигательных актов происходит под контролем зрения. Начинается тактильная чувствительность. В соответствии с Пиаже, ребенок первого года судьбы находится в первом периоде умственного развития — сенсомоторном. Дети сейчас еще не овладели языком, и у них нет психологических образов для слов. Знания о окружающих и людях предметах складываются у них на базе информации, взятой от случайных органов движений и собственных чувств. Сенсомоторный период включает шесть стадий, из которых на первый год приходятся четыре.
1) Упражнение рефлексов. Дети «упражняют» все навыки, которыми владеют в этот период развития. Это абсолютные рефлексы: сосание, хватание, плач. Также, новорожденные еще могут наблюдать и слушать.
2) Первичные круговые реакции (1—4 месяца). Ребенок начинает приспосабливаться к собственному окружению, применяя аккомодацию (приспособление ветхих схем к новой информации).
3) Вторичные круговые реакции (4—8 месяцев). Дети произвольно повторяют те формы поведения, каковые доставляют им наслаждение; у них начинается свойство восприятия постоянства объекта. С этим качеством связано появление к 7 —8 месяцам первых страхов (ужас «чужого»), восприятие постоянства объектов образовывает базу привязанности к значимым для ребенка людям.
4) Координация вторичных схем (8—12 месяцев). Происходит предстоящее развитие всех упомянутых свойств ребенка. Малыши проявляют первые показатели умения предвосхитить события (к примеру, плачут при виде йода).
К 8—10 месяцам за изменяющимися впечатлениями ребенок начинает принимать предметы как что-то неизменно существующее в пространстве, о чем свидетельствует поиск провалившегося сквозь землю из поля зрения объекта. Впечатления преобразовываются в образы восприятия. Критерий появления наглядно-действенного интеллекта — применение одних действий в качестве средства с целью достижения вторых (цели). Так, к концу первого подпериода ребенок открывает связи между результатом и собственным действием (подтянув пеленку, возможно дотянуться лежащую на ней игрушку), потом изобретает новые решения проблем (открывание коробочки). До недавних пор считалось, что между первым годом и последующими существует, образно говоря, «разрыв» предсказуемости развития. В зарубежных изучениях было много раз продемонстрировано, что оценка развития младенца (к примеру, по тесту Бейли) фактически не коррелирует с показателями интеллекта, взятыми в дошкольном и старших возрастах по вторым тестам. Но введение новых способов разрешило установить, что особенности внимания младенцев (реакция на новизну, привыкание и др.) владеют ощутимой прогностической валидностъю и смогут быть использованы для прогноза предстоящего умственного развития ребенка
ЗАНЯТИЯ ПО СЕНСОМОТОРНОМУ Формированию // Мой особый ребенок // Аутизм //My special child // Autism