В логопедической работе

Результаты изучения механизма воздействия растительных ароматов на человека подтвердили возможности ароматерапии и значительно расширили области ее профилактического, реабилитационного и лечебного действия [22]. Ароматерапия — искусство лечения с использованием ароматов растений. Растительные ароматические вещества осуществляют свое действие через лимбическую систему, что сопровождается нормализацией нейрофизиологической функции лимбической системы, формированием биорегулирующих эффектов на всех органах и системах организма. Выявлена ноотропная активность растительных ароматов на медиаторное звено ЦНС. Ароматерапия может оказывать стимулирующее, тонизирующее и успокаивающее действие на нервную систему. В конце курса ароматерапии нормализуется сон, выключается нервное напряжение, устраняются стойкие патологические очаги возбуждения в коре головного мозга.

Безречевые дети зачастую получают медикаментозное лечение, которое нормализует деятельность нервной системы. В практику коррекционного воздействия уже прочно вошла ароматерапия, которая должна использоваться под наблюдением врача, особенно если применяются виды ароматических ванн, ингаляций. В случае, если родители уверены в отсутствии у ребенка аллергии, индивидуальной непереносимости того или иного аромата, то можно использовать ароматическое распыление, ароматический массаж, например пальцев рук.

В логопедии используются эфирные масла, оказывающие действие на нервную систему: в зависимости от состояния ребенка и целей занятия — расслабляющее или активизирующее. У человека запахи лежат в основе воспоминаний и эмоций, влияют на его настроение.

Перечислим основные эфирные масла и их свойства, которые возможно использовать в работе с безречевыми детьми. Детям нравятся игры с ароматами, они могут в момент эмоционального подъема повторить некоторые названия, поэтому ароматы подбирались с учетом еще и этого критерия.

Анис обыкновенный: имеет седативное действие, нормализует гемодинамику головного мозга, повышает умственную и физическую работоспособность.

Апельсин китайский: используется при неврозах и стрессах.

Валериана лекарственная: усиливает процессы торможения в коре головного мозга, показана при стрессах, страхах, тревоге.

Ваниль душистая: оказывает успокаивающее действие, детям нравится находить и отгадывать ее сладковатый запах.

Герань розовая: стимулирует нервно-психическую деятельность, повышает работоспособность, концентрацию внимания, скорость выполнения заданий. Улучшает тонус мозговых сосудов.

Душица обыкновенная: показана при гипоксии, улучшает энергетический обмен в ЦНС, оказывает успокаивающее действие.

Кедр: повышает физическую и умственную работоспособность, может быть использован для санации воздуха в кабинете, для профилактики ОРЗ.

Лаванда: ароматерапия с ее использованием профилактически способствует снижению уровня заболеваемости ОРЗ в образовательных учреждениях, оказывает стимулирующее и тонизирующее действие на нервную систему, положительно влияет на гемодинамику мозга.

Ладан: используется как антидепрессант, оказывает седативное, расслабляющее, умиротворяющее действие. Также может быть использован для профилактики заикания, при гиперактивности у ребенка.

Лимон: обеспечивает положительную динамику уровня социальной адаптивности, улучшает умственную деятельность, память, работоспособность.

Мелисса лекарственная: оказывает тонизирующее действие на головной мозг.

Мята перечная: ее используют при нервно-эмоциональном напряжении для психофизиологической разгрузки и снижения эмоционального напряжения. Уравновешивает функции отделов вегетативной нервной системы.

Полынь лимонная: повышает умственную работоспособность, способствует увеличению скорости выполнения заданий, снижает количество ошибок, повышает точность работы.

Роза: положительно влияет на мозговое кровообращение, расслабляет, снимает утомление, улучшает общее самочувствие.

К нетрадиционным методам, используемым в последнее время в дефектологии, относится цветотерапия. На ее основе можно оформить логопедический кабинет, предложить родителям оформить детскую комнату в соответствии с психологическим значением цвета, использовать разноцветные «логопедические аксессуары» (например, чудесный мешочек, шкатулку для призов, различные папки для хранения игр и т.д.).

Желательно избегать в оформлении белого цвета (в силу недостаточной стимуляции зрения, в большом количестве вызывает грусть). Красный цвет стимулирует эмоциональность, физическую активность, самооценку, функцию внимания. Оранжевый цвет стимулирует общительность. Зеленый цвет успокоительно влияет на нервную систему. Синий цвет вызывает снижение электрической активности мозга, обладает релаксирующим действием. Серый и коричневый цвета способствуют возникновению депрессии и стресса (Кисилева М.В., 2006).

При условии комплексного подхода к реабилитации неговорящих детей, при наличии возможности и под контролем медицинского персонала целесообразно использовать современные медико-технические средства, входящие в оздоровительные комплексы на базах дошкольных образовательных учреждений и детских поликлиник. Безречевые дети, посещающие такие комплексы параллельно с логопедическими занятиями, демонстрируют лучшую динамику по сравнению с другими детьми. Приведем пример некоторых медико-технических средств, используемых для укрепления нервной системы, а, следовательно, и для улучшения речевой функции.

Гипоксикатор — аппарат для получения горного воздуха. При его использовании улучшается физическая и умственная работоспособность, кровоснабжение мозга и мышц. Гидроаэромассажные установки: кратковременное их использование повышает мышечный тонус, более продолжительные процедуры понижают возбудимость нервных процессов, снижает тонус мышц. Люстры Чижевского оказывают седативное влияние на нервную систему. Благотворное действие оказывают лечебные коктейли, приготовленные в фитобарах и кислородных генераторах [3].

Комплексный подход к развитию речи в логопедической работе с детьми с ОНР

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector