Уважаемые члены комиссии и все присутствующие!

СЛАЙД 1 (тема)

Разрешите представить вашему вниманию основные идеи и результаты исследования на тему: «Использование приемов развития зрительно-вербальных функций как средство формирования лексического строя речи у дошкольников с задержкой психического развития».

В современной специальной литературе уделяется большое внимание вопросам совершенствования организации коррекционной работы с детьми дошкольного возраста. Многие ученые настоятельно подчеркивают необходимость проведения логопедической работы с учетом патогенетического принципа. В то же время, методы логопедического воздействия в работе с дошкольниками с ЗПР являются недостаточно разработанными и логопеды зачастую используют в работе с данным контингентом детей методики, направленные на устранение общего недоразвития речи, что не является достаточно эффективным.

Таким образом, налицо существует противоречие между потребностями практики в специальных коррекционных методиках и теоретической неразработанностью проблемы.

СЛАЙД 2 (понятия)

Формирование зрительно-предметного восприятия и словаря — одна из важных составляющих развития, основа для формирования мышления. Согласно ряду исследований, дети с ЗПР обладают низким уровнем зрительно-вербальных обобщений. Образы предметов у них недифференцированны, словарь беден, за конкретным словом не стоит определенный образ. Все это является проявлением слабости развития зрительно-вербальных функций.

СЛАЙД 3 (объект, предмет)

Необходимо отметить, что несформированность функции отличается от случайной неосведомленности в какой-то области системностью, т.е. связью обнаруженного симптома с другими фактами. На основе всего этого были сформулированы объект и предмет исследования.

СЛАЙД 4 (цель)

Актуальность темы на теоретическом уровнесвязана с необходимостью обоснования нарушения лексического строя во взаимосвязи со зрительно-вербальными функциями у детей с ЗПР. На методическом уровнеактуальность темы обусловлена необходимостью совершенствования коррекционного процесса.

СЛАЙД 5 (гипотеза)

Исходя из цели и задач исследования, мы сформулировали гипотезу. Мы предположили, что, если в логопедическую работу с дошкольниками с ЗПР включить специальные приемы по развитию зрительно-вербальных функций, то это будет способствовать обогащению и активизации словаря.

СЛАЙД 6 (методология)

Исходные методологические идеи Выготского, Лурия, Левиной, Занкова, Лебединской, Сухаревой и других ученых, положенные в основу исследования, представлены на слайде.

СЛАЙД 7 (база)

Экспериментальная работа проходила на базе дошкольных образовательных учреждений города Кургана. В эксперименте принимали участие дети в возрасте 5 – 6 лет, в количестве 8 человек.

СЛАЙД 8 (методы)

Совокупность теоретического исследования с решением практических задач обусловила выбор методов исследовательской работы, представленные на слайде.

СЛАЙД 9 (направления)

Для проверки выдвинутой гипотезы была проведена комплексная диагностика развития детей, созданная компилятивным путем на основе диагностических методик Ивановой, Спировой, Яшиной, Соловьевой, Ахутиной, Пылаевой. Качественный анализ результатов констатирующего эксперимента представлен в раздаточном материале.

СЛАЙД 10 (ведущие направления)

Учитывая цель нашего исследования, остановимся подробнее на двух направлениях обследования: изучение лексического строя и исследование состояния зрительно-вербальных функций.

СЛАЙД 11 (графики)

На слайдах представлены результаты количественного исследования словарного запаса,а качественная характеристика представлена в раздаточном материале.

СЛАЙД 12 (графики)

Нами были изучены словарь предметов, глаголов, наречий, прилагательных, притяжательных местоимений, знание многозначных слов, словарь синонимов и антонимов, уровень обобщений.

СЛАЙД 13 (особенности)

В результате диагностики мы выделили особенности лексики. Для всех детей была характерна бедность словарного запаса, особенно атрибутивного и локативного. Наблюдались несформированность антонимических и синонимичных групп, обобщающих понятий.

СЛАЙД 14 (графики)

На слайдах представлены результаты исследования состояния зрительно-вербальных функций, которое мы проводили по следующим направлениям:

СЛАЙД 15 (графики)

опознание реалистических, наложенных, перечеркнутых, незаконченных изображений, опознание изображений в шуме, зрительные ассоциации, запоминание предметных изображений, вербальные ассоциации, называние предметов и действий.

СЛАЙД 16 (диаграмма)

Типичными перцептивно-вербальными ошибкамив ходе выполнения заданий были вербальные парафазии (например, «булавку» дети определяют как «заколку», «прищепку»).

Одни замены связаны с гиперупотреблением слов, центральных в своей категории (например, вместо слов «слива», «апельсин» говорят «яблоко»).

Вторые — с использованием других периферических членов категории (например, взаимозамены слов «слива», «рябина», «абрикос», «груша»).

Таким образом, среди перцептивно-вербальных замен мы выявили три категории:

1) смежные ошибки (18%),

2) ошибки по типу упрощения (41%),

3) периферические ошибки (41%).

Социальный террор. Заседание комиссии по делам несовершеннолетних Власихи

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector