Уточнение и интерпретация основных понятий

Обоснованность научных и практических предположений (догадок) проверяется методом сопоставления общих посылок с менее неспециализированными, а в конечном итоге — на базе яркого соотнесения с описанием элементарных фактов. Дабы выполнить данный сложный путь, нужно нащупать точки соприкосновения понятийного аппарата изучения с настоящими событиями, содержание которых они отражают.

Самая несложная догадка прикладного исследования — ожидается, что интерес к телевидению связан с уровнем образования телезрителей, — испытывает недостаток в переводе ее понятий в операциональные термины: что такое интерес, какие конкретно операции фиксируют его наличие либо отсутствие, частота просмотров, оценки содержания программ, запоминание содержания замеченного и услышанного, выбор данной программы из нескольких возможных и т. д.

Поиск эмпирических значений понятий именуют его эмпирической интерпретацией, а определение этого понятия через указания правил фиксирования соответствующих эмпирических показателей — операциональным определением.

Как логическая задача неприятность эмпирической интерпретации понятий теории была поставлена в философии позитивизма. Речь заходит о соотнесении эмпирического и теоретического уровней знания, о правилах этого соотнесения.

С позиций хорошего позитивизма (М. Шлик), эмпирическая интерпретация достигается методом полной редукции (сведения) значения понятий теории к их эмпирическим показателям. Но содержание научного и по большому счету достаточно абстрактного термина нив то время, когда не переводится в конечное число проявлений его сущности, сохраняется какой-то невыразимый в эмпирических показателях остаток.

Исходя из этого эмпирическая интерпретация понятия по необходимости частичка. Операциональное определение раскрывает только некое содержание термина и предлагает частичное пояснение его значения. Тем более невероятна полная эмпирическая интерпретация теории. Теория связана со своим эмпирическим базисом так, что в более либо менее однозначном отношении с эмпирической базой находятся только отдельные элементы теоретической совокупности, отдельные точки, т. е. понятия, в состав которых входят показатели, показывающие условия их эмпирического применения, выявляющие нечто эмпирически обнаруживаемый индикатор незамечаемой сущности [291. С. 67]. Такие понятия либо суждения выступают представителями совокупности в целом. Тогда остальные элементы теоретической системы приобретают косвенную интерпретацию. Косвенная интерпретация осуществляется при помощи логической связи предложений и терминов совокупности с непосредственно трактуемыми терминами и предложениями [291. С. 115—116]. Таким методом эмпирическая интерпретация как бы передается по цепочке логических связей понятий в направлении, обратном тому, по которому осуществлялось развертывание теории.

При разработке программы социологического исследования мы должны прежде всего выделить ключевые понятия, высказывающие узлы изучаемой неприятности. Как раз они и подвергаются эмпирической интерпретации, что разрешает не только сформулировать, но и проворить догадки на базе фактических данных. Интерпретация понятий в определенных терминах означает поиск эмпирических показателей, поясняющих их значение в некоем значительном для отечественной задачи отношении. А значительное отношение, со своей стороны, будет определяться предметом и проблемой изучения.

Обратимся к примеру — изучению отношения молодых советских рабочих к труду [283. Гл. II]. Неприятность исследования — несоответствие между требованиями функционального содержания труда (разработка работы) и запросами личности рабочего в трудовой деятельности (отношение к труду). Предмет — отношение к труду как совокупность мотивов трудовой деятельности; их обусловленность материальным стимулированием, функциональным содержанием труда, уровней запросов личности, и вторыми факторами.

Одна из главных_задач — обнаружение мотивационного ядра трудовой деятельности в тогдашних условиях промышленного производства. Главный ракурс, в котором мы должны вести анализ, связан с мотивацией труда. Исходя из этого сперва разглядим отношение к труду в таких понятиях, как отношение к труду по большому счету как к сокровищу; отношение к профессии как К определенному либо частному виду труда; отношение к работе как к еще более своеобразному виду трудовой деятельности в конкретных условиях (рис. 3).

Цвет. Яркость, Тон, Насыщенность. 12 цветовых конфигураций.

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector