Установление партнёрских отношений педагогического коллектива детского сада с родителями.

Основную роль в установлении партнёрских отношений с родителями играют педагоги каждой конкретной группы. От их профессионализма, умения проявлять уважительное и доверительное отношение к образовательному потенциалу семьи, нуждам и заботам родителей во многом зависит тип отношений, который будет складываться между ними и родителями и быть не потребительским по отношению друг к другу, а партнёрским. Для появления и становления партнёрских отношений с родителями педагогам необходимо:

– признать приоритет родителей в вопросах образования ребёнка и выработать в себе внутреннюю готовность действовать совместно с ними;

– отказаться от авторитарных и формальных методов общения с родителями и стремиться к созданию атмосферы сотрудничества и сотворчества с ними в интересах детей в адаптационный период;

– привлекать родителей к созданию условий, направленных на решение вопросов, связанных с привыканием ребёнка к детскому саду;

– содействовать обеспечению преемственности образования детей в семье и в дошкольной образовательной организации путём создания материально-технического и организационно-информационного обеспечения.

Вместе с тем, несмотря на решающую роль педагогов группы при адаптации детей к детскому саду, им не обойтись без помощи и поддержки заведующего и других сотрудников дошкольной образовательной организации.

В первую очередь заведующая должна принять участие в налаживании контактов воспитателей с родителями за 3-5 месяцев до поступления ребёнка в детский сад.

Большинство родителей с нетерпением ожидают момента прихода ребёнка в дошкольную образовательную организацию и поэтому охотно откликаются на предложение заведующего о предварительной встрече.

Общеизвестно, что первые впечатления людей обладают значительной силой эмоционального воздействия. В связи с этим, при подготовке к первым встречам педагогического коллектива с родителями требуется серьёзная и многоплановая работа.

Заведующий или руководитель структурного подразделения разрабатывает стратегию и тактику управления этим процессом.

Выступает с инициативой продуктивного использования периода до поступления ребёнка в детский сад с целью:

– знакомства родителей с педагогическим коллективом, его опытом и достижениями по вопросам сохранения здоровья детей и их развития;

– проведения профилактической работы, направленной на предупреждение нарушений в здоровье и психическом развитии детей при неблагополучном протекании адаптационного периода;

– знакомства с позитивным опытом родителей данного детского сада, способствующим привыканию детей к новым условиям:

– по проведению в семье вначале заочного знакомства детей (по фотографиям) со зданием, участком детского сада, помещениями группы и их функциональным назначением (в шкафу ты будешь хранить свою одежду, в групповой комнате играть, в спальне у тебя будет отдельная кроватка для отдыха и сна и т.п.);

– по развитию у детей в семье практических навыков поведения, которые в значительной степени облегчат их пребывание в детском саду: умение обращаться к взрослому и формулировать просьбы, касающиеся физического дискомфорта; выполнение правил взаимодействия с другими детьми (нельзя бить и обижать, отбирать игрушки, надо говорить о своих намерениях и т.п.);

– по обучению детей в семье умению одеваться и обуваться, пользоваться туалетом, мыть и вытирать руки, самостоятельно есть и т.п.

Под непосредственным руководством заведующей, при участии родителей с юридическим образованием, осуществляется подготовка информационных материалов по знакомству родителей с основными нормативно-правовыми документами федерального, регионального и локального уровней, регулирующих права, обязанности и ответственность родителей за образование ребёнка. Именно заведующий выносит для обсуждения с родителями вопросы их участия в управлении деятельностью дошкольной образовательной организации, начиная с периода подготовки детей к адаптации, с последующим продолжением этой работы на весь период пребывания детей в детском саду и намечает практические пути решения.

Старший воспитатель (методист) привлекает сотрудников детского сада к разработке педагогических условий, направленных на установление доверительных отношений с родителями и вовлечения их в образовательную деятельность с детьми в семье при подготовке к поступлению в детский сад:

– проводит публичные обсуждения, дискуссии, направленные на формирование у воспитателей и специалистов интереса к использованию в своей практической деятельности новых подходов к образованию детей при взаимодействии с родителями, рекомендованных Стандартом и реализованных в Программе;

– организует работу педагогического коллектива по самообразованию: осуществляет подбор литературы с краткой аннотацией, инициирует проведение самоаудита или использует другие формы и методы, стимулирующих интерес к взаимодействию с родителями, как основному ресурсу повышения качества дошкольного образования;

– выявляет (при собеседовании, анкетировании, на основе наблюдений и т.п.) те направления взаимодействия с педагогов с родителями, которые в данной образовательной организации могут представлять для воспитателей и специалистов сложность при проведении адаптации детей к детскому саду и разрабатывает формы и методы работы с педагогическим коллективом по их устранению.

Очевидно, что предлагаемые мероприятия по подготовке педагогического коллектива к взаимодействию с родителями при переходе детей из семьи в систему образования должны осуществляться постепенно. Искусственное форсирование тех или иных направлений может привести к формальному проведению работы с педагогами и родителями. Поэтому, в зависимости от уровня подготовленности педагогов и специалистов к проведению этой работы, в первую очередь должны быть активизированы те формы взаимодействия с родителями, которые с минимальными затратами сил и времени всех участников образовательного процесса позволят получить положительные результаты.

Так, например, ещё до поступления в детский сад, заведующий может предложить родителям будущих воспитанников устроить для детей праздник «Здравствуй, детский сад!».

Цель праздника:

– познакомить детей с новым местом их пребывания, воспитателями и другими сотрудниками детского сада;

– снять у детей напряжение, чувство страха, которое может быть вызвано необходимостью общения с новыми, незнакомыми для них взрослыми путём демонстрации детям проявления родителями доброжелательного отношения и доверия к сотрудникам детского сада;

– показать детям привлекательные стороны их пребывания в детском саду: много игрушек, можно общаться и играть с другими детьми и взрослыми и т.п.

Опыт проведения подобных праздников свидетельствует о том, что уже в процессе их подготовки и непринуждённого общения заведующей, педагогов и музыкального руководителя с родителями происходит знакомство с этнокультурной ситуацией развития детей в семье, образовательными потребностями, интересами и запросами родителей, индивидуальными особенностями детей.

Участие в совместном с родителями и сотрудниками детского сада мероприятии успокаивает детей. У них появляется уверенность в том, что пребывание в детском саду приветствуется родителями и при этом они не устраняются из их жизни, а активно участвуют в ней.

При подготовке к празднику и участвуя в нём, дети являются свидетелем того, что родители доверяют новым взрослым, доброжелательно относятся к ним, а это значит, что не следует опасаться трудных ситуаций, которые могут возникнуть в детском саду, потому что эти люди, в случае необходимости, обязательно придут к ним на помощь.

Привлекательным для детей 3-4 лет может показаться и объявление на празднике перспективы их дальнейшего знакомство с сотрудниками детского сада. Рассказывая о себе, заведующая, воспитатели, музыкальный руководитель и другие сотрудники приглашают детей к себе в гости и обещают сделать эти встречи интересными и значимыми для каждого ребёнка.

Для того, чтобы родители не подумали, что «приглашение детей в гости» следует отнести только к обещаниям педагогов, они должны получить информацию о том, что действительно в период адаптации детей весь коллектив под руководством заведующего будет принимать участие в этой работе. Поэтому «ходить в гости» дети будут ко всем сотрудникам детского сада. Взрослые будут общаться с детьми, дарить им привлекательные подарки для использования в группе и демонстрировать готовность проявлять любовь и заботу по отношению к каждому ребёнку. В результате этого у детей в новых для них условиях будет формироваться чувство защищённости и доверия к миру и окружающим их людям.

Для того, чтобы при реализации Программы педагоги могли бы воспользоваться этой формой работы, в материалах по планированию образовательной деятельности на сентябрь месяц дано подробное описание форм и методов её проведения.

Важным направлением взаимодействия с родителями при подготовке детей к поступлению в детский сад является проведение работы по совмещению режима жизни ребёнка в семье с режимом детского сада.

Первичная информация по данному вопросу может быть разработана педагогами при участии медицинского работника.

Вначале родителям надо предложить познакомиться с режимом жизни детей в детском саду. Следует рассказать им о том, что режим не разрабатывается сотрудниками детского сада произвольно, а осуществляется в строгом соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г.№ 26 (регистрационный № 285664).

Затем родители сравнивают режим жизни в детском саду с домашним режимом их ребёнка и определяют расхождения по времени проведения основных режимных моментов: длительности бодрствования и сна, времени приёма пищи и т.п.

При обнаружении расхождений в жизненном укладе семьи и детского сада важно показать родителям, какие риски для физического и психического здоровья детей связанны с этим. При этом, родителям следует объяснить, что смена режима может занять от нескольких дней до нескольких месяцев и поэтому работа по переходу с домашнего режима на режим детского сада должна проводиться заранее. Желательно начать эту работу с регулирования времени ночного и дневного сна, приёма пищи и пребывания ребёнка на свежем воздухе.

На протяжении всего последующего периода, до непосредственного поступления детей в дошкольную образовательную организацию, желательно создать сайт с подробным описанием вариантов оказания родителями помощи ребёнку в его приспособлении к новым условиям. Например, если ребёнок не спит днём, а пребывание в детском саду предполагает обязательный дневной сон, то при переходе на режим детского сада педагоги могут предложить родителям следующее:

– сократить время ночного сна и часть его перенести на дневной сон;

– договориться с ребёнком о том, что после обеда ему необходим отдых и надо спокойно полежать в кровати.

В тех случаях, если ребёнок не сможет спать днём, его необходимо научить самостоятельно заниматься какой-то спокойной деятельностью.

Эффективной формой взаимодействия с родителями по данному направлению может оказаться и консультирование их по телефону. Открытие в детском саду «горячей линии» и возможность своевременного получения помощи и поддержки является проявлением заинтересованного отношения педагогического коллектива в достижении ими результата в решении общих задач.

Интерес для родителей представляет и участие в работе по обмену опытом. Описание своего опыта родители могут размещать, как на сайте в Интернете, так и рассказывать о нём при проведении семинаров-практикумов, консультаций. Так, например, у родителей большой популярностью пользовался сайт «Радости и трудности адаптации детей к детскому саду» и по отзывам многих из них именно практический опыт других позволил им преодолеть возникающие трудности.

Не менее важным направлением при подготовке детей к поступлению в детский сад является взаимодействие с родителями по вопросам организации развивающей предметно-пространственной среды.

С момента знакомства с родителями педагоги должны убедить их в том, что правильно спроектированная среда группового помещения способствует позитивному настрою детей в новых условиях, облегчает работу воспитателя по адаптации детей к детскому саду, позволяет сделать образовательный процесс более эффективным, жизнь детей – интересней.

После подготовки педагоги предлагают родителям познакомиться с материалами и оборудованием, которые имеются в группе, которую будут посещать их дети. Для проведения этой работы должны быть созданы две группы независимых экспертов (женского и мужского пола), которые познакомятся с материалами и оборудованием для игровой деятельности и оценят их по личным воспоминаниям детства и в соответствии с интересами своего ребёнка. Представители мужского пола (отцы, дедушки, дяди, старшие братья) дадут оценку материалам и оборудованию для игровой деятельности мальчиков, а женщины (матери, бабушки, тёти, старшие сёстры) – для девочек. Кроме того, эксперты должны подготовить перечень тех материалов и оборудования по игровой деятельности, которые, по их мнению, необходимо включить в предметно-пространственную среду группы к моменту поступления детей в детский сад.

Составленный перечень материалов и оборудования для игровой деятельности соотносится с тем, который является обязательным для реализации Программы «Миры детства: конструирование возможностей» и, в случае необходимости, вновь дополняется.

Решение о приобретении недостающих в группе игровых материалов принимается коллегиально. Заведующий рассказывает родителям о материально-технических и финансовых возможностях, которыми располагает дошкольная образовательная организация и обсуждает с родителями различные варианты восполнения недостающих в предметно-пространственной среде группового помещения материалов.

Опыт проведения такого рода работы с родителями показывает, что большинство из них не остаётся равнодушным к нуждам и потребностям детей при переходе их в новые условия, которые связаны с расставанием с родителями и длительным пребыванием ребёнка в детском саду.

Практика показала, что в изготовлении (в пошиве и вязании) кукольной сезонной одежды, постельных принадлежностей и ролевых атрибутов готовы участвовать матери и другие родственники детей. Кроме того, родители предложили в качестве белья, одежды и обуви для крупных игрушек использовать то, что находится в хорошем состоянии и сохранилось в семьях с младенческого возраста детей.

Именно от родителей поступило предложение о том, что восполнить недостающую предметно-пространственную среду вполне возможно за счёт передачи в группу из семьи тех материалов, которые являются избыточными или к которым ребёнок утратил свой интерес. При этом, предлагаемые родителями материалы должны были быть в хорошем состоянии и при их передаче должны были деликатно решаться этические вопросы, не затрагивающие собственнические интересы ребёнка-хозяина.

Очевидно, что в результате объединения усилий педагогического коллектива с родителями, становится возможным решение, как рассмотренных выше задач, так и многих других, связанных с адаптацией детей к детскому саду. Вовлечение родителей в работу по созданию условий для образовательной деятельности с детьми, их непосредственное участие в мероприятиях по знакомству детей с детским садом, выявление, обсуждение и совместное решение насущных проблем является важным шагом педагогического коллектива по установлению доверительных и партнёрских отношений с родителями, которые являются залогом успешного и позитивного вхождения ребёнка 3-4 лет в систему образования.

Основы конфликтологии. Вебинар Александра Костина

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector