Уроки лыжной подготовки в школе

Успешное решение задач урока лыжной подготовки во многом зависит от предварительной подготовки материальной базы, мест занятий, учебной документации и разъяснительной работы с учащимися и родителями.

Важную роль играет и непосредственная, личная подготовка учителя, правильная организация урока. На уроках в школе и ПТУ решаются основные образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи, предусмотренные программами по физической культуре для общеобразовательных школ и ПТУ в целом и разделом «Лыжная подготовка» в частности. В ходе уроков по лыжной подготовке все эти задачи конкретизируются с учетом возрастных анатомо-физиологических и психологических особенностей школьников. На уроках лыжной подготовки решаются следующие основные задачи: обучение школьников способам передвижения на лыжах; оздоровление и закаливание учащихся, развитие важнейших физических качеств (выносливости, силы, ловкости и др.); воспитание морально-волевых качеств (смелости, настойчивости, дисциплинированности и др.); привитие устойчивого интереса к систематическим занятиям на лыжах; воспитание навыков и умений, необходимых для самостоятельных занятий, и т.д.

К каждому отдельному уроку и ко всему учебно-воспитательному процессу по лыжной подготовке предъявляется целый ряд требований, которые базируются на принципах дидактики и отечественной системы физического воспитания.

1. На каждом уроке лыжной подготовки решаются конкретные
образовательные, а также оздоровительные и воспитательные за
дачи. Если образовательные задачи обязательно планируются и
точно формулируются на каждый урок, то оздоровительные и
воспитательные задачи обычно на каждый урок не планируются.
Воспитание морально-волевых качеств, оздоровление и закалива
ние школьников, как правило, осуществляются всей системой

. уроков лыжной подготовки, внеклассных мероприятий и применением упражнений из других разделов, включенных в школьную программу. В ряде случаев воспитательные и оздоровительные задачи могут планироваться как частные на отдельные уроки или систему взаимосвязанных уроков. Для решения указанных задач учитель должен подобрать комплекс упражнений из средств лыжного спорта, необходимо также предусмотреть и условия их проведения. Например, для воспитания смелости на нескольких взаимосвязанных уроках лыжной подготовки можно планировать спуски в различных стойках с постепенным увеличением крутизны склонов и с переходом на неровные склоны.

2. Каждый урок неразрывно связан с предыдущими и после
дующими в единую систему уроков по лыжной подготовке, и в то
же время он является вполне самостоятельной и целостной частью учебной работы. Большинство способов передвижения на лыжах

школьники не в состоянии освоить на одном уроке. Для изучения даже простых ходов, поворотов в движении и других элементов отводится несколько уроков, связанных между собой. Так как каждый способ требует разного времени обучения, то, как правило, изучение одного заканчивается, другого начинается, а какого-либо третьего еще продолжается. При планировании данной системы уроков необходимо учитывать взаимодействие навыков, максимально используя такое явление, как положительный перенос.

3. Руководящая роль учителя — важнейшее требование к уроку
лыжной подготовки. Урок по лыжной подготовке имеет свои орга
низационные особенности, связанные с выдачей инвентаря, его
подготовкой и возвращением на базу после окончания урока, с за
тратой времени при передвижении к месту занятий, с влиянием
погодных условий на процесс обучения и т.п. С тем чтобы избе
жать значительных потерь времени, требуются четкая организация
урока, высокая дисциплинированность и активность учеников;
оптимальное планирование времени, отводимого на различные
части урока и отдельные организационные мероприятия. Решение

Уроки лыжной подготовки в школе
Уроки лыжной подготовки в школе
Уроки лыжной подготовки в школе
Уроки лыжной подготовки в школе

поставленных задач во многом определяется предварительной подготовкой, различного рода организационными мероприятиями и личной готовностью учителя к каждому конкретному уроку. При подготовке к уроку, в процессе его проведения учитель должен быть организатором и руководителем школьников, всегда проявлять высокую требовательность и направлять деятельность учеников, активизируя их на решение поставленных задач.

4. Содержание, нагрузка, методы обучения и развития физических качеств на уроке лыжной подготовки всегда должны соответствовать программному материалу, поставленным задачам, полу и возрасту школьников. Для решения конкретных задач урока учитель должен подобрать средства (подводящие и специальные упражнения), методы и методические приемы, которые способствовали бы более быстрому и прочному овладению техникой способов передвижения на лыжах. При этом необходимо всегда учитывать соответствие трудности изучаемого материала уровню подготовленности школьников (как двигательной, так и физической). Помимо этого, необходимо тщательно спланировать объем и интенсивность нагрузки, направленной на развитие физических качеств средствами лыжной подготовки, с учетом тех конкретных условий, в которых будут проводиться уроки.

По сравнению с другими видами физических упражнений (например, с играми) передвижение на лыжах более однообразно и монотонно, поэтому одной из важнейших задач учителя является повышение эмоциональности урока, что будет способствовать более быстрому и прочному усвоению учащимися учебного материала. С этой целью необходимо своевременно чередовать передвижение по учебному кругу с занятиями на склоне по изучению элементов горнолыжной техники, включать игры и игровые задания, разнообразить методы обучения и т.д.

Уроки лыжной подготовки, учитывая внешние погодные условия, имеют свою специфику — при морозе и ветре недопустимы длительные паузы в передвижении по учебному кругу, объяснение и показ должны быть оптимально краткими и точными и в то же время объемными по информации. В целом плотность урока по лыжной подготовке выше по сравнению с другими видами занятий физическими упражнениями. А это обязывает учителя внимательно контролировать состояние учащихся и своевременно (в случае необходимости) вносить поправки в дозировку упражнений на лыжах. Неверное представление о степени утомления учеников, об их подготовленности может привести к перегрузке учащихся. Учитель должен всегда внимательно наблюдать за реакцией учеников на выполняемую нагрузку и правильно оценивать степень утомления, а это можно определить как по внешним признакам

(изменению глубины дыхания, потоотделению, цвету кожи лица, осанке, координации движений), так и по объективным показателям — частоте сердечных сокращений (ЧСС).

При передвижении на лыжах на уроках лыжной подготовки ЧСС у школьников должна быть в пределах 120-160 уд/мин, что говорит о допустимой нагрузке на уроке. На отдельных отрезках при передвижении с повышенной интенсивностью этот показатель может достигать 160-180 уд/мин, а в паузах относительного отдыха (передвижение с пониженной скоростью) он должен снижаться до 110-120 уд/мин. При оценке ЧСС необходимо учитывать и возраст учащихся. Помимо этого, всегда следует сопоставлять эти данные с самочувствием учеников после передвижения с повышенной интенсивностью.

5. Методика проведения и содержание урока должны всегда
стимулировать активную деятельность учащихся на уроке, побуж
дать к сознательному освоению нового материала. При планирова
нии учебной работы необходимо предусмотреть применение мето
дов и методических приемов, активизирующих сознательное отно
шение школьников к изучению нового материала и проявление
самостоятельности. Для повышения эмоциональности урока следу
ет широко включать элементы соревнования, игры и игровые зада
ния. При закреплении навыков в технике способов передвижения
целесообразно проводить состязание на достижение более высоких
количественных показателей (пройти отрезок за наименьшее коли
чество скользящих шагов, при спуске подобрать больше расстав
ленных флажков и др.). Однако недопустимо превращение урока в
чисто развлекательное мероприятие, в этом случае будет страдать
решение образовательных, а порой и воспитательных задач.

Правильное соотношение применяемых подводящих упражнений с основными в передвижении на лыжах и с игровыми упражнениями и заданиями будет способствовать повышению качества учебной работы на уроках лыжной подготовки.

6. Необходимо оптимальное сочетание коллективной и индиви
дуальной работы учащихся. Вначале, при изучении нового способа
передвижения, всегда применяется коллективное обучение. Однако
различная степень подготовленности школьников приводит к тому,
что часть из них опережает товарищей в освоении нового материа
ла. С тем чтобы не тормозить процесс обучения и не снижать ак
тивность учащихся, целесообразно на определенном этапе обуче
ния распределить учеников на подгруппы по подготовленности так,
чтобы, передвигаясь по разным лыжням (по внутреннему и наруж
ному кругу), они могли успешно осваивать технику, не мешая друг
другу. Ученики, хуже осваивающие изучаемый ход, передвигаются
по внутреннему (ближе к учителю) кругу.

урок по лыжной подготовке в спортивном зале при неблагоприятных климатических условиях

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector