Урок 8 о тайне святой троицы.

90. КАК ОСОЗНАВАТЬ СЛОВА ЗНАКА “Верю ВО ЕДИНАГО ВСЕВЫШНЕГО ОТЦА”?
Слова Знака: Верю во единаго (одного) Всевышнего Отца направляться осознавать в смысле отношения к тайне Св. Троицы, по причине того, что Всевышний один по существу, но троичен в лицах: Папа, Сын и Св. Дух, Троица единосущная и нераздельная.
91. КАК ГОВОРИТ СВ. ПИСАНИЕ О СВ. ТРОИЦЕ?
Основные изречения об этом в Новом Завете следующие: Идите, научите все народы, крестя их во Сына и имя Отца и Святого Духа (Мф 28:19). Три свидетельствуют на небе: Папа, Святой и Слово Дух; и Сии три сущность едино (1Ин 5.7).
92. О Св. Троице говорится и в Ветхом Завете, но не так светло. К примеру: Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их (Пс. 32:6). Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф! вся почва полна славы Его! (Ис 6:3).
93. Возможно ЛИ ПОСТИГНУТЬ ТРИЕДИНСТВО БОЖИЕ?
Всевышний один в трех лицах. Мы не постигаем данной внутренней тайны Божества, но верим в неё по непреложному свидетельству слова Божия: Божиего только бог ведает, не считая Духа Божия (1 Кор 2:11).
94. КАКОВО РАЗЛИЧИЕ ЛИЦ СВ. ТРОИЦЫ?
Между лицами Св. Троицы различие в том, что Всевышний Папа не рождается и не исходит от другого лица; Сын Божий предвечно рождается от Отца; Св. Дух предвечно исходит от Отца.
95. КАКОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО ИМЕЮТ ЛИЦА СВ. ТРОИЦЫ?
Три ипостаси, либо лица Св. Троицы — совсем равного Божественного преимущества. Как Папа имеется подлинный Всевышний, так равняется и Сын имеется подлинный Всевышний, равняется и Св. Дух имеется подлинный Всевышний; но притом так, что в этих трёх ипостасях явлен один триипостасный Всевышний.

Подробнее о тайне Святой Троицы так учит преп. Иоанн Дамаскин: «(Верим) во единого Отца, начало всего и обстоятельство, не от кого-либо рожденного, Что один лишь не имеет обстоятельства и не рожден, Творца всего, но Отца, по природе, одного Единородного Сына Его, Господа же и Спасителя и Бога отечественного Иисуса Христа и в изводителя Всесвятого Духа. И во единого Сына Божия Единородного, Господа отечественного, Иисуса Христа, рожденного от Отца прежде всех столетий, Света от Света, Всевышнего подлинного от Всевышнего подлинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, чрез Которого все случилось

Подобным образом верим и во единого Духа Святого, Господа животворящего, из Отца исходящего и в Сыне почивающего, Сыну и Отцу совместно покланяемому и прославляемому, как и единосущного и совечного; в Духа от Всевышнего, Духа правого, владычествующего, источника премудрости, освящения и жизни; в Всевышнего, со Отцем и Сыном сущего и именуемого, несозданного, Полноту, Творца, Вседержителя, всесовершающего, всесильного, вечно могущественного, владеющего всякой тварью и не подчиненного господству, в Духа боготворящего, и небоготворимого; наполняющего, не наполняемого; информирующего, но ничего не заимствующего; освящающего и не освящаемого, Утешителя, как принимающего моления всех; во всем аналогичного Сыну и Отцу; от Отца исходящего, чрез Сына подаваемого и принимаемого всею тварью; чрез Себя Самого творящего и осуществляющего все без изъятия, освящающего и сохраняющего; ипостасного, существующего в Собственной ипостаси, неотлучного и неотделимого от Сына и Отца; имеющего все, что имеет Сын и Отец, не считая нерожденности и рожденности; потому что Папа безвиновен и нерожден, по причине того, что не есть от кого-либо, но Сам от Себя имеет бытие и из того, что имеет, ничего не имеет от другого; наоборот, Он Сам имеется для всего причина и начало того образа, как оно существует от природы. Сын же от Отца — по образу рождения; Дух же Святой, хоть кроме этого от Отца, но не по образу рождения, а по образу исхождения. Что, само собой разумеется, различие между исхождением и рождением имеется, это мы определили; но какой образ различия, этого никак не постигаем. [Знаем лишь, что] и рождение Сына, и исхождение Святого Духа происходят в один момент.

Итак, все, что имеет Сын, и Дух имеет от Отца, кроме того самое бытие. И в случае если что не — Папа, то не есть ни Сын, ни Дух; и если бы чего не имел Папа, того не имеет Дух и Сын; но чрез Отца, другими словами вследствие того что существует Папа, существует Дух и Сын, и чрез Отца имеет Сын, кроме этого и Дух, все, что имеет, потому, другими словами, что Папа имеет все это, — не считая нерожденности и рождения, и исхождения. Потому что одними лишь ипостасными особенностями и различаются между собою три святые ипостаси, нераздельно различаемые не по сущности, а по отличительному свойству каждой ипостаси.

Говорим же, что каждое из этих трех лиц имеет идеальную ипостась, чтобы нам не принять идеальной природы за одну, сложенную из трех несовершенных, но за единую несложную сущность в трех идеальных ипостасях, которая выше и впереди совершенства… Итак, мы именуем ипостаси (Св. Троицы) идеальными, дабы не ввести сложности в Божеское естество, потому что сложение — начало раздора. И снова говорим, что три ипостаси находятся одна в второй взаимно, дабы не ввести толпы и множества всевышних. Исповедуя три ипостаси, признаем неслитность и несложность (в Божестве); а исповедуя, что эти ипостаси единосущны одна второй, и признавая в них тождество воли, действия, силы, власти и, в случае если возможно сообщить, перемещения, мы признаем их нераздельность да и то, что Всевышний имеется един; потому что Всевышний, Дух и Слово Его действительно один Всевышний…

Исходя из этого, в то время, когда наблюдаем на Божество, на первую обстоятельство, на единодержавие, на тождество и единство Божества и, так сообщить, на хотение и движение, на тождество сущности, силы, господства и действия, — тогда мним себе одно. В то время, когда же наблюдаем на то, в чем имеется Божество, либо, дабы сообщить правильнее, что имеется Божество, и на то, что оттуда — из первой обстоятельства существует всегда, равнославно и нераздельно, другими словами на ипостаси Духа и Сына, — то будет три, Коим покланяемся. Один Папа — Папа и безначальный, т.е. безвиновный; потому что Он — не от кого-либо. Один Сын — Сын, но не безначальный, т.е. не безвиновный; потому что Он — от Отца; в случае если же забрать начало во времени, то и безначальный; потому что Он — Творец времен и не подчинен времени. Один Дух — Святой Дух, происходящий из Отца, но не по образу сыновнему, а по образу исхождения. Так ни Папа не потерял нерождения чрез то, что родил, ни Сын — рождения чрез то, что появился из нерожденного — потому что как в противном случае? — ни Дух не превратился ни в Отца, ни в Сына чрез то, что Он случился и вследствие того что Он Всевышний. Потому что свойство неизменяемо; в противном случае как бы оно оставалось свойством, если бы изменялось и прелагалось? — В случае если Папа имеется Сын, то уже не Папа в собственном смысле; потому что в собственном смысле лишь один Папа; и в случае если Сын имеется Папа, то Он не есть в собственном смысле Сын; потому что один в собственном смысле Сын; один и Дух Святой.

Должно же знать, что мы не говорим, что Папа происходит от кого-либо, но Самого именуем Отцем Сына. Не говорим, что Сын — обстоятельство, не говорим и того, что Он Папа, но говорим, что Он и от Отца, и Сын Отца. И о Святом Духе говорим, что Он от Отца и именуем Его Духом Отца, но не говорим, что Дух и от Сына, а именуем Его Духом Сына, как говорит божественный Апостол: аще кто Духа Христова не имать, этот несть Его (Рим.8,9), и исповедуем, что Он и открылся нам, и преподается нам чрез Сына; потому что сообщено: дуну и глагола им (ученикам Своим): приимите Дух Свят (Ин.20,22); подобно тому, как сияние и луч (происходят) от солнца, потому что оно имеется источник и луча и сияния; но сияние чрез луч нам сообщается, и оно освещает нас и приемлется нами. О Сыне же не говорим ни того, что Он — Сын Духа, ни того, что Он — от Духа (Правильное изложение православной веры. Кн.1.8).

Как верно верить в Бога? Тайна Святой Троицы. Закон Божий. Урок 8.

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector