Урочная форма организации производственного обучения

Урок– это организационная форма процесса обучения, при которой мастер производственного обучения в течение точно установленного времени в специально отведенном месте (учебной мастерской, лаборатории) руководит учебно-производственной деятельностью группы учащихся постоянного состава с учетом особенностей каждого из них, а также содержания обучения.

В процессе производственного обучения уроки различаются по содержанию, месту в учебном процессе, целям и задачам проведения. В этой связи систему уроков производственного обучения важно представить в определенной их классификации, имея в виду, что определенный вид (тип) урока имеет свою специфику в смысле организации и методики проведения.

В общей дидактике уроки как форма организации учебного процесса обычно разделяют на типы по ведущей дидактической цели: уроки усвоения новых знаний; уроки закрепления и совершенствования знаний и умений; повторительно-обобщающие уроки и т. п. Типы уроков выделяются прежде всего применительно к теоретическому обучению. Беря за основу дидактическую цель, уроки производственного обучения также можно классифицировать по этому основанию: уроки формирования первоначальных умений, уроки формирования навыков, уроки формирования сложных умений. Однако такая классификация не отражает реальные условия производственного обучения. Зачастую сложно выделить дидактическую цель даже как преобладающую. Задачи по формированию умений и навыков на каждом уроке обычно решаются в комплексе, постепенно, в ходе процесса производственного обучения. Кроме того, выделение типов уроков по ведущей дидактической цели не позволяет «привязать» их к определенному временному периоду обучения, а это очень важно для рассмотрения специфики организации уроков и методики их проведения.

Уроки производственного обучения более целесообразно классифицировать по их типовому содержанию (так же, как и упражнения), что не исключает выделение в каждом из таких типов уроков их ведущие дидактические цели и задачи. Типичными уроками производственного обучения являются: вводные; по изучению (отработке) трудовых приемов и операций; по выполнению простых комплексных работ; по выполнению сложных комплексных работ; контрольно-проверочные[1]. Характеристики и цели основных типов уроков производственного обучения представлены в табл. 3. Применительно к

Таблица 3 – Классификация уроков производственного обучения

Тип урока Характеристика содержания, цели
Вводный Ознакомление учащихся с профессией, характером и содержанием предстоящих работ, учебной мастерской, правилами поведения и безопасности в учебной мастерской и училище. Ознакомление учащихся с предприятием
По изучению трудовых приемов и операций Формирование у учащихся первоначальных умений правильно и качественно выполнять все приемы и способы изучаемой операции в различных их сочетаниях в соответствии с инструктивными указаниями и пояснениями мастера и рекомендациями инструкционной карты
По выполнению простых работ комплексного характера Закрепление и совершенствование умений учащихся выполнять приемы и способы труда, типичные для профессии, в различных сочетаниях при выполнении в учебных мастерских и лабораториях работ комплексного характера, включающих ранее изученные операции
По выполнению сложных работ комплексного характера Формирование умений и навыков выполнения типичных для профессии учебно-производственных работ, сочетающих все ранее изученные технологические операции и способы труда, при обучении учащихся в учебных мастерских лабораториях и в условиях производства. Формирование профессиональной самостоятельности, привычек и умений самоконтроля. Обучение учащихся планированию учебно-производственного труда, воспитание технической культуры и творческого отношения к труду
Контрольно-проверочный Планомерное определение уровня профессиональных знаний, умений и навыков учащихся

такой классификации уроков и соответственно периодам обучения в последующих главах пособия будут излагаться вопросы организации и методики производственного обучения.

За последнее время находит применение новый тип урока производственного обучения – совмещенный, интегрированный(его иногда называют бинарным).Суть его заключается в совмещении изучения взаимосвязанного материала специального предмета (специальной технологии) и производственного обучения. Вести такой урок могут совместно преподаватель специального предмета и мастер производственного обучения или только мастер производственного обучения, являющийся одновременно и преподавателем специального предмета.

Структура урока производственного обучения.Под структурой урока понимают определенную последовательность шагов, этапов процесса деятельности: мастера и учащихся, направленных на выполнение учебно-производственных задач урока.

Для каждого типа урока структура его специфична, как специфично и содержание, и учебно-производственные задачи. Наиболее сходны по структурному построению уроки производственного обучения по изучению трудовых приемов и операций и уроки по выполнению простых комплексных работ.

При рассмотрении структуры урока производственного обучения необходимо учитывать следующие моменты:

1) в структуре урока производственного обучения следует выделять организационную (внешнюю) структуру:вводный инструктаж; основную часть – упражнения (самостоятельная работа) учащихся и текущее инструктирование их мастером; заключительный инструктаж учащихся, а также дидактическую структуру:целевую установку; актуализацию знаний и опыта учащихся; формирование ориентировочной основы действий учащихся; формирование (отработка) новых способов действия; применение (закрепление, развитие, углубление) освоенных способов действия; подведение итогов;

2) организационная (внешняя) и дидактическая структуры взаимосвязаны друг с другом как целое и часть;

3) каждый из элементов и организационной и дидактической структуры необходимо рассматривать с позиций деятельности мастера и деятельности учащихся;

4) организационная (внешняя) структура урока является, как правило, постоянной, инвариантной;

5) 5) дидактическая структура

урока – вариативна, последовательность и наличие ее элементов могут быть самыми разнообразными в зависимости от содержания и места урока в учебном процессе.

Типовая структура урока производственного обучения приведена в табл. 4.

Проверка знаний и умений учащихся. Организационные формы обучения химии в школе.

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector