Упражнения на развитие способностей

1. Упражнение на создание работоспособности в начале работы тренинговой группы

Участники садятся в круг.

“Я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой написано “слон”, знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано “слон””.

Преподаватель раздает четное количество карточек.

“Прочитайте про себя слово на карточке. Теперь ее уберите. Задача каждого – найти свою пару. При этом ожно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только говорить и издавать характерные звуки животного.

Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжай те молчать. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что получилось”.

Упражнение повышает настроение, снижает усталость, способствует дальнейшему раскрепощению участников.

В то же время оно способствует развитию выразительного поведения, побуждает участников, с одной стороны, быть внимательными к действиям других, а с другой, искать такие средства самовыражения, которые будут поняты другим.

2. Игра на развитие памяти

В эту игру лучше играть группой. Первый игрок говорит: «Я положил в мешок яблоко». Второй добавляет, например банан, и т.д.

3. Игра для тренировки мышления и сообразительности Как это можно использовать?”

Найти как можно больше вариантов использования какого-либо предмета. Например, назвать слово карандаш, а игрок должен придумать, как его можно использовать — писать, рисовать, использовать как палочку, указку, градусник для куклы, удочку и т.д.

4. Упражнение на развитие наблюдательности

Внимательно осмотрите комнату и найдите предметы, в которых есть круг, окружность. Часы, основание карандаша, выключатель, ваза, столик.

5. Развитие способности к взаимопониманию без слов

Упражнение Нож и перо.

Выполняется втроем.

1) Встать с партнером лицом к лицу на расстоянии 2-3 метров.

2) Помощник берет в руки нож и перо. Нож означает опасность, перо — удовольствие.

3) Помощник, находясь за спиной у одного из тренирующихся попеременно заносит над его различными частями тела то нож, то перо, но так, чтобы они не попадали в поле зрения.

4) Задача второго тренирующегося — дать глазами знак о том, что происходит.

Получив знак первый тренирующийся должен назвать или показать рукой часть своего тела и определить опасность или удовольствие. Упражнение считается выполненным идеально, если партнер не использует никаких телодвижений, а вся передача сигнала осуществляется только глазами.

5) Поменяйтесь ролями. Всего один круг упражнения состоит из 6 циклов. Каждый человек должен побывать в каждой роли по два раза.

Впрочем, при достаточном опыте подсказчик может не понадобиться, однако упражнение направлено не на развитие личной интуиции а именно на развитие слаженности в команде.

6. Упражнение на развитие памяти, внимательности

Положить на стол несколько предметов. Игрок смотрит на них в течение определенного времени. Потом отворачивается, а в это время вы убираете несколько предметов. После чего игрок должен назвать предметы, которые вы убрали, либо отвернувшись, он должен назвать как можно больше предметов, которые он запомнил.

Также можно просто назвать определенное количество слов, а игрок должен повторить их в той же последовательности, или просто повторить все слова.

7. Практические упражнения в группах тренинга умений (тренинг уверенности в себе)

Неуверенные, уверенные и агрессивные ответы

Цель: Прежде чем развивать навык уверенности в себе, необходимо получить концептуальное понимание проблемы уверенности. Упражнение помогает членам группы отличить уверенный ответ от неуверенного и агрессивного ответов.

Необходимое время: 1 час.

Процедура: Каждому члену группы предлагают продемонстрировать в данной гипотетической ситуации неуверенный, агрессивный и уверенный ответы. Например, представьте, что друг забыл вернуть деньги, которые он занял у вас.

Агрессивное поведение может выражаться следующим высказыванием: Черт возьми! Я знал, что тебе нельзя доверять, когда ты обещал, что вернешь деньги! Я хочу получить свои деньги! Неуверенность в поведении может выражаться высказыванием типа: Я знаю, что надоедаю тебе, но, как ты думаешь, не сможешь ли ты вернуть мне деньги в ближайшее время? Уверенный ответ может быть таким: Я считал, что мы договорились, когда ты обещал вернуть мне деньги сегодня. Буду признателен, если ты принесешь деньги самое позднее в пятницу.

Постарайтесь вовлечь всех членов группы, даже если при этом каждый участник предложит только один из трех ответов.

Используйте одну ситуацию на каждого участника. Ролевое проигрывание ситуаций, которые в свое время создали или могут создать определенные сложности, может помочь вам идентифицироваться с наиболее агрессивным, уверенным в себе или неуверенным человеком, которого вы знаете. Помните, что невербальное поведение говорит столько же о вашем состоянии, сколько вербальное. Старайтесь, чтобы тон голоса, позы, выражение лица соответствовали словам.

Руководитель или группа могут создать дополнительные ситуации, подобные перечисленным ниже, или использовать эти ситуации.

Друг продолжает занимать вас разговором, а вы хотите уйти. Вы говорите…

Собака вашего соседа помяла траву на вашем газоне. Вы подходите к соседу и говорите ему…

Ваш товарищ устроил вам встречу с незнакомым человеком, не предупредив вас. Вы заявляете ему…

Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором. Вы обращаетесь к ним…

Друг просит вас одолжить ему автомашину, а вы считаете его плохим водителем. Вы говорите ему…

Друг приводит вас в смущение, рассказывая в компании истории о вас. Вы заявляете ему…

По очереди просите обратной связи у группы относительно уверенного, неуверенного или агрессивного ответа участника.

Помните, что правильных ответов не существует и что хорошее обсуждение может быть очень информативным.

8. Развитие умений и навыков активного слушания

Участники разбиваются на пары и решают, кто говорящий, а кто слушающий. Затем, ведущий сообщает, что задачей слушающих будет внимательное выслушивание в течение 2-3 минут “очень скучного рассказа”. Затем, ведущий отзывает в сторону будущих “рассказчиков”, якобы для того, чтобы проинструктировать их, как сделать рассказ “очень скучным”. На самом деле дает разъяснения, что суть не в степени скучности рассказа, а в том, чтобы рассказывающий фиксировал типичные реакции слушающих. Для этого рассказчику рекомендуется после минутного отрезка речи сделать в удобный момент паузу и продолжить рассказ после получения какой-либо реакции слушающих (кивок, жест, слова). Если в течение 7-10 секунд выраженная реакция отсутствует, следует продолжить рассказ в течение еще 1 минуты и опять прерваться и запомнить следующую реакцию слушающего.

Всем членам группы раскрывается действительное содержание инструкции и цель упражнения. Рассказчиков просят держать в памяти содержание реакции слушающих (классифицировав видимое отсутствие реакций как “глухое молчание”). Ведущий приводит список наиболее типичных приемов слушания, давая необходимые пояснения.

9. Упражнение на развитие навыка сенситивности

Участники садятся полукругом. Перед ними в центре стоит стул.

“Сейчас на этот стул будут по очереди садиться некоторые из нас и “говорить” по воображаемому телефону. При этом они не будут произносить слова вслух. (Предварительно преподаватель договаривается с 3-4 участниками группы. Одного из них он просит “поговорить” по телефону с ребенком, другого – с начальником, третьего – с другом и т.д.). Наша задача постараться понять, с кем и о чем идет разговор”.

Каждый разговор длится около минуты. После этого преподаватель просит наблюдавших высказать предположения, с кем и о чем говорили. На следующем этапе обсуждения преподаватель задает вопрос: “На какие признаки вы ориентировались, определяя, с кем разговаривала (к примеру) Таня?”.

Во время обсуждения, как правило, обнаруживается, что основным ориентиром для определения того, с кем “разговаривает” человек, были его состояния, идентифицируемые с помощью наблюдения за невербальными проявлениями.

10. Упражнение на развитие эмпатии

Подумайте, способны ли Вы отвечать на такие вопросы: «Что я сейчас переживаю?», «Чего я в данный момент хочу?», «Зачем я это делаю?». Если Вы умеете отдавать себе в этом отчёт, у Вас есть способности думать за других, а точнее чувствовать состояние окружающих вас людей, понимать собеседника на интуитивном уровне.

1. Подумайте и решите, почему в одинаковых ситуациях Вы иногда действуете одним образом, а иногда — другим. Вспомните конкретные события. Нужно знать причины своих действий! Это поможет Вам понимать причины действий других людей.

2. Назовите (про себя) имя человека, который Вам неприятен. Решите, в чём здесь причина.

3. Вспомните случай, когда в беседе Ваш собеседник отстаивал, как Вам думается, совсем абсурдную точку зрения. Почему он это делал?

4. Были ли случаи, когда Вы, слушая оратора, думали, что он говорит одно, а подразумевает другое? Почему вы так думали?

Если вы хотите развить свою способность понимать переживания и намерения других людей, выработайте у себя привычку наблюдать:

Обратив внимание на какого-нибудь человека, оцените его эмоциональное состояние;

— Научитесь слушать других людей;

— Перед тем как что-нибудь предлагать или высказать просьбу, подумайте, могут ли Вам возразить;

— Наблюдая за человеком, попробуйте угадать во что этот человек будет одет в следующий раз. Как часто подтверждаются ваши прогнозы;

— Когда смотрите по телевизору художественные фильмы, периодически выключайте звук. При этом старайтесь не терять нить событий. Это поможет Вам развить способность идентифицировать себя с другими лицами.

Упражнения для развития креативности

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector