Географические особенности, рельеф местности определили ландшафтно-архитектурную
уникальность города. Официальному основанию города в 1584г. предшествовала
крестьянская и монастырская колонизация края (славянская колонизация). Город
складывался как система населенных мест, расположенных вдоль реки и на островах
дельты с развитым центром, в качестве которого выступал Михаило-Архангельский
монастырь, заложенный на мысе Пур-Наволок.
Архангельск — самый крупный город в истории на своей широте, выполняющий роль
ворот в Арктику, с развитой морской культурой. Его градостроительное и
архитектурно-планировочное развитие существенно отличается от исторических
закономерностей формирования и развития внутриконтинентальных городов России.
Серьезное влияние на архитектурную среду Архангельска оказало и русское
народное деревянное зодчество. В городе сохранилось множество памятников
архитектуры ХVII-ХХ вв., в том числе — деревянного зодчества (в городе 72
памятника архитектуры. Из них 6 федерального значения. В том числе:
Новодвинская крепость, Троицкая церковь, Гостиные дворы, Соловецкое подворье,
Здание технического училища. Имеется 11 памятников археологии, из них один
республиканского значения).
Архангельск — город-музей дерева. Нынешние самобытность и своеобразие города
во многом связаны с его деревянными постройками, сохранившимися еще
местечками, частными домиками, соседствующими с современными зданиями.
Уникальными городскими зонами остаются набережная Сев. Двины с ее комплексом
зданий, памятников, обелисков и т.п., Соломбала с ее неповторимой застройкой.
Уникальность географического расположения г.Архангельска. Город находится
в дельте Северной Двины в 43 км. от ее впадения в Белое море. Расположение в
дельте одной из крупнейших рек европейской части России, близость моря, климат,
обилие лесных ресурсов, удаленность от центра страны и промышленных регионов во
многом определили особенности формирования города и его развития.
Архангельск и Поморский край традиционно являются регионом, стратегически
важным для России. Старейший в России архангельский порт, дающий выход в
слабозамерзающее Белое море, незамерзающее Баренцево море, Северный морской
путь являлся и является северными морскими воротами России. Космодром в
Плесецке — единственный на европейской части России. Все это открывает новые
возможности развития Архангельска не только как транспортного узла, но и как
центра рекреации, международных контактов, военно-морского форпоста России на
Севере Европы и в арктическом регионе в целом.
В соответствии с перспективами социально-экономического развития Архангельска
его приоритетными функциями на рубеже веков являются:
— Транспортно-коммуникационный форпост Российской Федерации;
— Промышленный центр с ориентацией на перерабатывающую промышленность и
обеспечение транспорта (прежде всего — водного);
— Культурный, научный и образовательный центр общероссийского и европейского
(Север Европы) масштаба;
— Военно-стратегический центр.
Уникальность культурных традиций Архангельска. Трудно переоценить
значение Архангельска и Архангельской области для сохранения и развития русской
культуры. Это край людей свободных и независимых, гордых и выносливых,
мастеровых и основательно-хозяйственных. Вплоть до конца Х1Х в. Архангельск был
центром особой специфической культуры Русского Севера, соединившей в себе
речную, лесную и земледельческую цивилизации. Здесь сформировалась
этнографическая основа поморского этноса, сложилось стабильное население со
своим антропологическим типажом и устойчивыми традициями.
Традиции этой культуры нашли свое выражение в образе жизни, способах
хозяйствования, духовном опыте, фольклоре, архитектуре, особенно — в народном
деревянном зодчестве, декоративно-прикладном искусстве, неповторимых
орнаментах, уникальной деревянной скульптуре, народных промыслах —
холмогорская резьба по кости, каргопольская глиняная игрушка и др.
Русский Север и особенно — Поморье на протяжении всей российской истории имел
наиболее грамотное население. В ХVII-ХVIII вв процент грамотных среди
крестьян здесь был наивысшим не только в России, но и в Европе. В традиции
архангельской культуры уважительное отношение и тяга к образованию, грамоте,
книге. Характерной чертой этой культуры является подчеркнуто уважительное
отношение к женщине.
Архангельск был и остается духовной столицей Севера. Его духовная атмосфера и
культурная жизнь фокусируют и интенсивно выражают своеобразие и уникальность
культуры Русского Севера. Удаленность от центра России, близость к Европе
также сказались на городских культурных традициях, способствовали оформлению
и закреплению своеобразия этой культуры. По своему типу и культурной
атмосфере Архангельск скорее европейский, чем среднерусский город.
Население города исторически формировалось из людей свободных от крепостной
зависимости, поморов, служилых и вольно— наемных, политических ссыльных,
людей различных конфессий и этносов (немцы, скандинавы). Этим обусловлены,
очевидно, веротерпимость, уважение к другим этническим культурам,
свободолюбие, своеобразный европеизм и космополитизм архангелогородцев. В
состав Архангельской области входит территориально обширный Ненецкий
национальный автономный округ, со своей чрезвычайно специфической этнической
культурой. Места проживания ненцев и коми на северо-востоке области
расположены компактно.
Традиционными были для Поморья и культурные контакты и связи с народами
Западной Европы, особенно — Скандинавии, Англии, Голландии, Германии. Все это
с неизбежностью наложило отпечаток на культуру быта, специфику семейных
обрядов и праздников, игры, забавы и т.д., как архангельских горожан, так и
крестьян. С Архангельском связано творчество северных сказочников Писахова и
Шергина.
Обобщая материалы раздела, можно следующим образом сформулировать историко-
культурную уникальность и самобытность города:
— Соединение традиций культуры русского Севера с традициями и культурой
северных территорий Западной Европы, обусловленное местоположением и
назначением города-порта и выражающееся в архитектурном облике города,
ценностях, нравах, обычаях и образе жизни населения, содержании и формах
культурной деятельности;
— Этнокультурное многообразие с ярко выраженным доминированием специфических
черт культуры русского Севера;
— Концентрированное выражение в ландшафтном, архитектурном и духовном облике
города доминант речной и “лесной цивилизации;
— Архангельск как столица европейского Севера, центр поморской культуры;
— Ярко выраженная культурная специализация районов города, придающая
культуре Архангельска особое своеобразие;
— Наличие мастеров — носителей уникальных народных ремесел и промыслов,
отражающих специфику народной культуры региона;
— Высокая певческая культура населения города, определяющая как специфику
городских культурных акций, так и особенности семейного досуга;
— Высокая насыщенность городской среды памятниками истории и культуры,
создающими атмосферу исторической преемственности и связи времен;
— Богатство и многообразие форм деревянного зодчества различных исторических
эпох, бережно сохраняемых в контексте современной городской цивилизации;
— Культурный иммунитет, позволивший городу сохранить свою самобытность в
условиях многолетнего доминирования культурной политики, ориентированной на
нивелирование культурного облика российских городов;
— Уникальная в судьбе России роль города как первого порта, базы
строительства российского флота;
— Традиционно высокая грамотность населения, особая языковая культура,
богатые традиции устного народного творчества.
Среди функциональных образов (градообразующих метафор) Архангельска — Первый
порт России, Ворота в Арктику, Северный форпост, Город-помор, Город-
музей дерева, Духовная столица Севера, Парадиз на Двине — культура имеет
особое значение. Более того, к концу ХХ столетия сферу культуры Архангельска
можно рассматривать в качестве одного из градообразующих комплексов. И в
следующем столетии эта тенденция, с очевидностью, только усилится.
Третий раздел. “Тенденции и проблемы развития культурной жизни”.
В процессе формирования данного раздела необходимо ответить на вопросы: а)
каковы социально-культурные проблемы территории; б) в чем проявляются и каково
содержание ”отраслевых” проблем развития культурной жизни (или факторов,
препятствующих оптимальному развитию сферы культуры). Анализу подлежат
социально-экономические проблемы развития культуры, проблемы финансирования
сферы культуры, особенности развития материальной базы сферы культуры и др.
Учитывая структуру разработки дальнейших разделов программы, опирающихся на
данную информацию, материал целесообразно группировать следующим образом:
проблемы культурного наследия и музейного дела; проблемы библиотечного
обслуживания; проблемы театрального дела; проблемы развития концертно-
зрелищной деятельности; проблемы развития системы кинообслуживания; проблемы
развития паркового дела; проблемы развития клубного дела. Оценивается также
состояние и проблемы культурной политики.
Четвертый раздел: “Концепция развития культурной жизни территории”.
Основу раздела составляют а) приоритетные направления поддержки и развития сферы
культуры (т.е. перспективы развития социально-культурной жизни; возможные
сценарии поддержки и развития историко-культурной уникальности и самобытности);
б) цели и задачи культурной политики; в) ресурсы развития культурной жизни
(материальные, кадровые, человеческий и т.д.).
Логика формулировки приоритетов может быть различная. Первый вариант —
традиционный — по устоявшимся в практике сферам деятельности. Здесь наиболее
типичными приоритетами являются:
— Сохранение и использование культурно-исторического наследия. Данное
направление следует рассматривать как основной ресурс совершенствования
культурной жизни, решения многих социальных и даже экономических проблем;
[70]
— Возрождение и развитие народного творчества, художественных ремесел,
промыслов;
— Развитие детского творчества, поддержка молодых дарований;
— Развитие художественной жизни;
— Организация культурно-досуговой деятельности и развлечений;
— Развитие туристско-экскурсионного дела;
— Эстетическое развитие среды;
— Развитие межнациональных и международных контактов и сотрудничества в сфере
культуры;
— Обеспечение доступа к культурным ценностям социально незащищенных групп.
Оптимальное развитие культурной жизни в рамках обозначенных выше приоритетов
предполагает: создание и поддержку в каждой подпрограмме центров высокой
культуры — учреждений-лидеров (поддержка теоретическая, методическая,
организационная, финансовая и т.д.), которые будут возглавлять
соответствующую подсистему в идейном и методическом отношении.
Например, в подпрограмме ”Наследие” методическим центром может стать музей
или музейно-этнографический комплекс; в подпрограмме “Народное творчество” —
Дом ремесел, Школа искусств, Центр декоративно-прикладного искусства;
подпрограмму “Культура и дети” обеспечивает Дом творчества юных, Центральная
библиотека; подпрограмму “Художественная жизнь” — Филармония, ДК и т.д.
Второй вариант определения приоритетов — в соответствии с основными областями
проектной деятельности[71]. В этом
случае приоритетами культурной политики будет поддержка и развитие
исторической, художественной, духовно-нравственной, экологической, политической
культуры различных слоев и групп населения.
Цели формируются на основе анализа проблемной ситуации и направлены на
частичное или полное разрешение выявленных проблем. Задачи — это относительно
самостоятельные части программы (подпрограммы), получаемые путем разделения
цели на подцели и включающие задания и мероприятия, направленные на
реализацию программы. Задачи могут быть разбиты на подпрограммы более низкого
уровня, в которых, в свою очередь, есть свои цели и задачи (см. схему
разработки территориальных программ).
Пример формулировки целей и задачи культурной политики.
Успешная реализация перспективных направлений развития социально-культурной
жизни возможна при условии целенаправленной культурной политики,
первоочередными задачами которой выступают: сохранение и развитие духовной
среды Архангельска, ее уникального культурного значения; сохранение и
использование памятников истории и культуры (включая уникальные территории,
зоны, объекты, музейные и библиотечные фонды); развитие музейного дела
(музеефикация объектов, расширение фондов, совершенствование выставочной
деятельности и т.д.); осуществление целенаправленной системы культурных
акций, способствующих развитию интереса и любви населения к истории своего
края, города, формированию национально-культурной идентичности граждан;
развитие празднично-обрядовой культуры города (в т.ч. приведение праздничного
календаря г.Архангельска в соответствие с традициями и современными
культурными реалиями); поддержка профессионального искусства;
совершенствование гастрольной политики за счет расширения жанрово-видового
состава приглашаемых коллективов и исполнителей; переориентация культурной
политики с финансирования разовых дорогостоящих мероприятий на сохранение и
поддержку творческих коллективов, отдельных мастеров, художников, музыкантов,
способных внести реальный вклад в культуру города; расширение сети культурно-
досуговых учреждений, приведение ее в соответствие с реально сложившейся
структурой интересов и запросов населения; развитие новых и поддержка
традиционных форм любительства; приоритетная поддержка, кадровое и
организационное обеспечение и финансирование проектов и программ,
способствующих развитию творчества; финансирование проектов и программ,
ориентированных на развитие творческой индивидуальности детей и подростков,
формирование их как будущих субъектов культурной, экономической и
политической жизни города и страны; отказ от выделения средств за сам факт
существования учреждений культуры и переход на финансирование проектов и
программ, соответствующих приоритетам культурной политики в городе;
формирование общественного мнения по вопросам культурной политики с помощью
средств массовой информации; Развитие межнациональных и международных
культурных связей со странами СНГ и дальним зарубежьем.
Пятый раздел “Содержание программы”. В рамках данного раздела
обоснованные выше приоритеты культурной политики получают свое дальнейшее
развитие и конкретизацию. Осуществляется это путем разработки каждого
приоритета как самостоятельной подпрограммы, структура которой включает:
1. Приоритетное направление развития социально-культурной жизни
(характеристика “проблемного поля”, т.е. описание ситуации, которая
определяет актуальность и приоритетность данного направления или сферы
социально-культурной жизни);
2. Социальную базу программы (характеристика тех категорий и групп населения,
которые являются носителями различного рода проблем и выступают в качестве
аудитории мероприятий и акций в рамках программы);
3. Цели и задачи программы;
4. Методы (или способы решения задач). Этот раздел целесообразно оформить в
табличном варианте, который сопровождается текстовыми комментариями, что
позволяет более оперативно оценить проект и получить по нему информацию в
требуемом объеме.
Дневник ландшафтного архитектора. Мощение участка (клинкер, бетон, гранит)