Уникальность ландшафтно-архитектурного комплекса г.архангельска.

Географические особенности, рельеф местности определили ландшафтно-архитектурную

уникальность города. Официальному основанию города в 1584г. предшествовала

крестьянская и монастырская колонизация края (славянская колонизация). Город

складывался как система населенных мест, расположенных вдоль реки и на островах

дельты с развитым центром, в качестве которого выступал Михаило-Архангельский

монастырь, заложенный на мысе Пур-Наволок.

Архангельск — самый крупный город в истории на своей широте, выполняющий роль

ворот в Арктику, с развитой морской культурой. Его градостроительное и

архитектурно-планировочное развитие существенно отличается от исторических

закономерностей формирования и развития внутриконтинентальных городов России.

Серьезное влияние на архитектурную среду Архангельска оказало и русское

народное деревянное зодчество. В городе сохранилось множество памятников

архитектуры ХVII-ХХ вв., в том числе — деревянного зодчества (в городе 72

памятника архитектуры. Из них 6 федерального значения. В том числе:

Новодвинская крепость, Троицкая церковь, Гостиные дворы, Соловецкое подворье,

Здание технического училища. Имеется 11 памятников археологии, из них один

республиканского значения).

Архангельск — город-музей дерева. Нынешние самобытность и своеобразие города

во многом связаны с его деревянными постройками, сохранившимися еще

местечками, частными домиками, соседствующими с современными зданиями.

Уникальными городскими зонами остаются набережная Сев. Двины с ее комплексом

зданий, памятников, обелисков и т.п., Соломбала с ее неповторимой застройкой.

Уникальность географического расположения г.Архангельска. Город находится

в дельте Северной Двины в 43 км. от ее впадения в Белое море. Расположение в

дельте одной из крупнейших рек европейской части России, близость моря, климат,

обилие лесных ресурсов, удаленность от центра страны и промышленных регионов во

многом определили особенности формирования города и его развития.

Архангельск и Поморский край традиционно являются регионом, стратегически

важным для России. Старейший в России архангельский порт, дающий выход в

слабозамерзающее Белое море, незамерзающее Баренцево море, Северный морской

путь являлся и является северными морскими воротами России. Космодром в

Плесецке — единственный на европейской части России. Все это открывает новые

возможности развития Архангельска не только как транспортного узла, но и как

центра рекреации, международных контактов, военно-морского форпоста России на

Севере Европы и в арктическом регионе в целом.

В соответствии с перспективами социально-экономического развития Архангельска

его приоритетными функциями на рубеже веков являются:

— Транспортно-коммуникационный форпост Российской Федерации;

— Промышленный центр с ориентацией на перерабатывающую промышленность и

обеспечение транспорта (прежде всего — водного);

— Культурный, научный и образовательный центр общероссийского и европейского

(Север Европы) масштаба;

— Военно-стратегический центр.

Уникальность культурных традиций Архангельска. Трудно переоценить

значение Архангельска и Архангельской области для сохранения и развития русской

культуры. Это край людей свободных и независимых, гордых и выносливых,

мастеровых и основательно-хозяйственных. Вплоть до конца Х1Х в. Архангельск был

центром особой специфической культуры Русского Севера, соединившей в себе

речную, лесную и земледельческую цивилизации. Здесь сформировалась

этнографическая основа поморского этноса, сложилось стабильное население со

своим антропологическим типажом и устойчивыми традициями.

Традиции этой культуры нашли свое выражение в образе жизни, способах

хозяйствования, духовном опыте, фольклоре, архитектуре, особенно — в народном

деревянном зодчестве, декоративно-прикладном искусстве, неповторимых

орнаментах, уникальной деревянной скульптуре, народных промыслах —

холмогорская резьба по кости, каргопольская глиняная игрушка и др.

Русский Север и особенно — Поморье на протяжении всей российской истории имел

наиболее грамотное население. В ХVII-ХVIII вв процент грамотных среди

крестьян здесь был наивысшим не только в России, но и в Европе. В традиции

архангельской культуры уважительное отношение и тяга к образованию, грамоте,

книге. Характерной чертой этой культуры является подчеркнуто уважительное

отношение к женщине.

Архангельск был и остается духовной столицей Севера. Его духовная атмосфера и

культурная жизнь фокусируют и интенсивно выражают своеобразие и уникальность

культуры Русского Севера. Удаленность от центра России, близость к Европе

также сказались на городских культурных традициях, способствовали оформлению

и закреплению своеобразия этой культуры. По своему типу и культурной

атмосфере Архангельск скорее европейский, чем среднерусский город.

Население города исторически формировалось из людей свободных от крепостной

зависимости, поморов, служилых и вольно— наемных, политических ссыльных,

людей различных конфессий и этносов (немцы, скандинавы). Этим обусловлены,

очевидно, веротерпимость, уважение к другим этническим культурам,

свободолюбие, своеобразный европеизм и космополитизм архангелогородцев. В

состав Архангельской области входит территориально обширный Ненецкий

национальный автономный округ, со своей чрезвычайно специфической этнической

культурой. Места проживания ненцев и коми на северо-востоке области

расположены компактно.

Традиционными были для Поморья и культурные контакты и связи с народами

Западной Европы, особенно — Скандинавии, Англии, Голландии, Германии. Все это

с неизбежностью наложило отпечаток на культуру быта, специфику семейных

обрядов и праздников, игры, забавы и т.д., как архангельских горожан, так и

крестьян. С Архангельском связано творчество северных сказочников Писахова и

Шергина.

Обобщая материалы раздела, можно следующим образом сформулировать историко-

культурную уникальность и самобытность города:

— Соединение традиций культуры русского Севера с традициями и культурой

северных территорий Западной Европы, обусловленное местоположением и

назначением города-порта и выражающееся в архитектурном облике города,

ценностях, нравах, обычаях и образе жизни населения, содержании и формах

культурной деятельности;

— Этнокультурное многообразие с ярко выраженным доминированием специфических

черт культуры русского Севера;

— Концентрированное выражение в ландшафтном, архитектурном и духовном облике

города доминант речной и “лесной цивилизации;

— Архангельск как столица европейского Севера, центр поморской культуры;

— Ярко выраженная культурная специализация районов города, придающая

культуре Архангельска особое своеобразие;

— Наличие мастеров — носителей уникальных народных ремесел и промыслов,

отражающих специфику народной культуры региона;

— Высокая певческая культура населения города, определяющая как специфику

городских культурных акций, так и особенности семейного досуга;

— Высокая насыщенность городской среды памятниками истории и культуры,

создающими атмосферу исторической преемственности и связи времен;

— Богатство и многообразие форм деревянного зодчества различных исторических

эпох, бережно сохраняемых в контексте современной городской цивилизации;

— Культурный иммунитет, позволивший городу сохранить свою самобытность в

условиях многолетнего доминирования культурной политики, ориентированной на

нивелирование культурного облика российских городов;

— Уникальная в судьбе России роль города как первого порта, базы

строительства российского флота;

— Традиционно высокая грамотность населения, особая языковая культура,

богатые традиции устного народного творчества.

Среди функциональных образов (градообразующих метафор) Архангельска — Первый

порт России, Ворота в Арктику, Северный форпост, Город-помор, Город-

музей дерева, Духовная столица Севера, Парадиз на Двине — культура имеет

особое значение. Более того, к концу ХХ столетия сферу культуры Архангельска

можно рассматривать в качестве одного из градообразующих комплексов. И в

следующем столетии эта тенденция, с очевидностью, только усилится.

Третий раздел. “Тенденции и проблемы развития культурной жизни”.

В процессе формирования данного раздела необходимо ответить на вопросы: а)

каковы социально-культурные проблемы территории; б) в чем проявляются и каково

содержание ”отраслевых” проблем развития культурной жизни (или факторов,

препятствующих оптимальному развитию сферы культуры). Анализу подлежат

социально-экономические проблемы развития культуры, проблемы финансирования

сферы культуры, особенности развития материальной базы сферы культуры и др.

Учитывая структуру разработки дальнейших разделов программы, опирающихся на

данную информацию, материал целесообразно группировать следующим образом:

проблемы культурного наследия и музейного дела; проблемы библиотечного

обслуживания; проблемы театрального дела; проблемы развития концертно-

зрелищной деятельности; проблемы развития системы кинообслуживания; проблемы

развития паркового дела; проблемы развития клубного дела. Оценивается также

состояние и проблемы культурной политики.

Четвертый раздел: “Концепция развития культурной жизни территории”.

Основу раздела составляют а) приоритетные направления поддержки и развития сферы

культуры (т.е. перспективы развития социально-культурной жизни; возможные

сценарии поддержки и развития историко-культурной уникальности и самобытности);

б) цели и задачи культурной политики; в) ресурсы развития культурной жизни

(материальные, кадровые, человеческий и т.д.).

Логика формулировки приоритетов может быть различная. Первый вариант —

традиционный — по устоявшимся в практике сферам деятельности. Здесь наиболее

типичными приоритетами являются:

— Сохранение и использование культурно-исторического наследия. Данное

направление следует рассматривать как основной ресурс совершенствования

культурной жизни, решения многих социальных и даже экономических проблем;

[70]

— Возрождение и развитие народного творчества, художественных ремесел,

промыслов;

Развитие детского творчества, поддержка молодых дарований;

— Развитие художественной жизни;

— Организация культурно-досуговой деятельности и развлечений;

— Развитие туристско-экскурсионного дела;

— Эстетическое развитие среды;

— Развитие межнациональных и международных контактов и сотрудничества в сфере

культуры;

— Обеспечение доступа к культурным ценностям социально незащищенных групп.

Оптимальное развитие культурной жизни в рамках обозначенных выше приоритетов

предполагает: создание и поддержку в каждой подпрограмме центров высокой

культуры — учреждений-лидеров (поддержка теоретическая, методическая,

организационная, финансовая и т.д.), которые будут возглавлять

соответствующую подсистему в идейном и методическом отношении.

Например, в подпрограмме ”Наследие” методическим центром может стать музей

или музейно-этнографический комплекс; в подпрограмме “Народное творчество” —

Дом ремесел, Школа искусств, Центр декоративно-прикладного искусства;

подпрограмму “Культура и дети” обеспечивает Дом творчества юных, Центральная

библиотека; подпрограмму “Художественная жизнь” — Филармония, ДК и т.д.

Второй вариант определения приоритетов — в соответствии с основными областями

проектной деятельности[71]. В этом

случае приоритетами культурной политики будет поддержка и развитие

исторической, художественной, духовно-нравственной, экологической, политической

культуры различных слоев и групп населения.

Цели формируются на основе анализа проблемной ситуации и направлены на

частичное или полное разрешение выявленных проблем. Задачи — это относительно

самостоятельные части программы (подпрограммы), получаемые путем разделения

цели на подцели и включающие задания и мероприятия, направленные на

реализацию программы. Задачи могут быть разбиты на подпрограммы более низкого

уровня, в которых, в свою очередь, есть свои цели и задачи (см. схему

разработки территориальных программ).

Пример формулировки целей и задачи культурной политики.

Успешная реализация перспективных направлений развития социально-культурной

жизни возможна при условии целенаправленной культурной политики,

первоочередными задачами которой выступают: сохранение и развитие духовной

среды Архангельска, ее уникального культурного значения; сохранение и

использование памятников истории и культуры (включая уникальные территории,

зоны, объекты, музейные и библиотечные фонды); развитие музейного дела

(музеефикация объектов, расширение фондов, совершенствование выставочной

деятельности и т.д.); осуществление целенаправленной системы культурных

акций, способствующих развитию интереса и любви населения к истории своего

края, города, формированию национально-культурной идентичности граждан;

развитие празднично-обрядовой культуры города (в т.ч. приведение праздничного

календаря г.Архангельска в соответствие с традициями и современными

культурными реалиями); поддержка профессионального искусства;

совершенствование гастрольной политики за счет расширения жанрово-видового

состава приглашаемых коллективов и исполнителей; переориентация культурной

политики с финансирования разовых дорогостоящих мероприятий на сохранение и

поддержку творческих коллективов, отдельных мастеров, художников, музыкантов,

способных внести реальный вклад в культуру города; расширение сети культурно-

досуговых учреждений, приведение ее в соответствие с реально сложившейся

структурой интересов и запросов населения; развитие новых и поддержка

традиционных форм любительства; приоритетная поддержка, кадровое и

организационное обеспечение и финансирование проектов и программ,

способствующих развитию творчества; финансирование проектов и программ,

ориентированных на развитие творческой индивидуальности детей и подростков,

формирование их как будущих субъектов культурной, экономической и

политической жизни города и страны; отказ от выделения средств за сам факт

существования учреждений культуры и переход на финансирование проектов и

программ, соответствующих приоритетам культурной политики в городе;

формирование общественного мнения по вопросам культурной политики с помощью

средств массовой информации; Развитие межнациональных и международных

культурных связей со странами СНГ и дальним зарубежьем.

Пятый раздел “Содержание программы”. В рамках данного раздела

обоснованные выше приоритеты культурной политики получают свое дальнейшее

развитие и конкретизацию. Осуществляется это путем разработки каждого

приоритета как самостоятельной подпрограммы, структура которой включает:

1. Приоритетное направление развития социально-культурной жизни

(характеристика “проблемного поля”, т.е. описание ситуации, которая

определяет актуальность и приоритетность данного направления или сферы

социально-культурной жизни);

2. Социальную базу программы (характеристика тех категорий и групп населения,

которые являются носителями различного рода проблем и выступают в качестве

аудитории мероприятий и акций в рамках программы);

3. Цели и задачи программы;

4. Методы (или способы решения задач). Этот раздел целесообразно оформить в

табличном варианте, который сопровождается текстовыми комментариями, что

позволяет более оперативно оценить проект и получить по нему информацию в

требуемом объеме.

Дневник ландшафтного архитектора. Мощение участка (клинкер, бетон, гранит)

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector