Умения: работа с текстами

Начальная школа Основная школа
Поиск информации и понимание прочитанного
Ученик научится
· находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; · определять тему и главную мысль текста; · делить тексты на смысловые части, составлять план текста; · вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию; · сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака; · понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённые утверждения; характеризовать явление по его описанию, выделять общий признак группы элементов); · понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы · понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста; · использовать различные виды чтения: ознакомительное изучение, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения; · ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках. · ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: · определять главную тему, общую цель или назначение текста; · выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; · формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; · предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; · объяснять порядок частей (инструкций), содержащихся в тексте; · сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты; обнаруживать соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом; объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.; · находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ‘ ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте); · решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: · определять назначение разных видов текстов; · ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; · различать темы и подтемы специального текста; · выделять главную и избыточную информацию; · прогнозировать последовательность изложения идей текста; · сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; · выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей; · формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции; · понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Получит возможность научиться
· использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации; · работать с несколькими источниками информации; · сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников. · · анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.
Преобразование и интерпретация информации
Научится
· пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно; · соотносить факты с обшей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую; · формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; · сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию; · составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос. · структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; · преобразовывать текст, используя новые формы представления информации; формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности, в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому; · интерпретировать текст; · сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера; · обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; · делать выводы из сформулированных посылок; · выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста
Получит возможность научиться
· делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования; · составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. · выявлять имплицитную (скрытую, присутствующую неявно) информацию текста на основе сопоставления иллюстрированного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).
Оценка информации
Научится
· высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; · оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; · на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; · участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. · откликаться на содержание текста: · связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; · оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; · находить доводы в защиту своей точки зрения; · откликаться на форму текста, оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения; · на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; · в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию; · использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Получит возможность научиться
· сопоставлять различные точки зрения; · соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; · в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию · критически относиться к рекламной информации; · находить способы проверки противоречивой информации; · определять достоверную информацию в случае наличия противоречий или конфликтной ситуации.

Диагностика умений работы с текстами 15 16 39

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector