ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ:Место и роль философии в системе культуры.
ОПОРНЫЕ ПОНЯТИЯ:гносеология, мировоззрение, мифология, наука; онтология, основной вопрос философии, религия, социальная философия, философская антропология, философия,
ПОРЯДОК ИЗУЧЕНИЯ:
УРОВЕНЬ 1 — УСВОЕНИЕ:
1. Обратите внимание на неоднозначный характер определений сущности философии.
Вся история философии есть непрекращающаяся попытка определить, что она есть такое. Вне истории философии в принципе нельзя понять, чем она является. Однако в общей сложности можно выделить три подхода к пониманию и определению сущности философии: софийный, эпистемный и технемный.
В рамках софийного (от греч. «sophia» — мудрость) подхода философия определяется как любовь к мудрости. Смысл философии усматривается не в обладании истиной, а в ее искании, в пребывании в «бытии к истине». Для философа желание обладать полнотой мудрости, (хотя это обладание, как считал Пифагор, только удел богов) составляет весь смысл его жизни.
В рамках эпистемного (от греч. «episteme» — знание) подхода философия наделяется статусом науки. Аристотель первым называет философию наукой, тем самым, утверждая для нее в качестве необходимых такие признаки научного знания как системность, логическая последовательность, стремление к непротиворечивости и обоснованность. Однако следует иметь в виду, что философия и наука – это две различных формы познавательного отношения к миру, между которыми существует больше различий, чем сходства.
Технемный (от греч. «techne» — искусство, мастерство) подход трактует философию как некую самоценную игру, как искусство мысли. Здесь не истина, а сама умелость, сама техника ее достижения является главной целью. Начало этому подходу положили в Древней Греции софисты, считавшие мудростью многознание и умение доказывать и опровергать все что угодно – виртуозность мысли.
2. Определите, в чем заключается связь философии и мировоззрения.
2.1. Произведите сравнительный анализ определений философии и мировоззрения:
Философия | Мировоззрение |
-это форма духовной деятельности, направленная на решение мировоззренческих задач, таких как что есть мир и каково место человека в нем, каково отношение человека к миру, к самому себе и к другим людям; – это современная ей эпоха, постигнутая в мышлении, мировоззрение эпохи; — теоретическое ядро рационального мировоззрения. | – это система обобщенных чувствований, интуитивных представлений и теоретических взглядов на мир и место человека в нем, на многосторонние отношения человека к миру, к самому себе и к другим людям; — это не всегда осознаваемая система теоретических взглядов, ценностных установок, а также программ поведения и деятельности, обеспечивающая человеку соответствующую возможность ориентироваться в мире. |
2.2. Примите к сведению следующие аспекты структурирования мировоззрения:
А)
миропонимание (познавательно-интеллектуальнаясторона мировоззрения, основу которой образует установка на оценку и объяснение чего-либо в мире) |
мировосприятие (формирование познавательных образов, наглядных представлений) |
мироощущение (эмоционально-психологическая сторона мировоззрения; эмоциональное переживание себя в мире) |
В)
СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНИЯ | |
ОБЫДЕННЫЙ УРОВЕНЬ | ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ |
— формируется стихийно, бессистемно, носит фрагментарный характер; — образуют знания, полученные в повседневной жизни и основанные на здравом смысле; — высокая эмоциональная насыщенность знаний; — велика вероятность ошибок и заблуждений | — формируется целенаправленно; — носит характер системы логически непротиворечивого и обоснованного знания; — определяющей является установка на критический анализ уже имеющегося знания; — опирается на специальный аппарат категорий. |
1. Феномен культуры