Учение в. и. вернадского о биосфере, техносфере, ноосфере (№ 20)

С именем Вернадского связана разработка универсальной картины мира комплекс наук о земле: биохимия, космохимия. Его творчество развивалось в русле идей русского космизма, где центральным вопросом стала онтология целостного видения, единство макро- и микрокосма (космоса и человека). Учение русского космизма развивалось в трёх направлениях: поэтически-художественном, религиозно-философском и естественно-научном. В русле этих воззрений и возникла самая значительная разработка идеи космистов в концепции Вернадского. Работа о биосфере, где он рассматривает неповторимый лик Земли, утверждая, что это не только тело Вселенной, но и уникальный феномен, где оболочка – биосфера наполнена особым веществом, в частности это человечество, В поверхностных оболочках нашей планеты переплетаются не только земные процессы, но здесь следует искать и следы Космоса. Верхняя оболочка – биосфера – «пленка жизни», поглощающая энергии Космоса, и трансформирующая живое вещество. Оно стало катализатором процесса развития. Биосфера представляет собой целостную систему, которая в высокой степени самоорганизуется и эволюционирует.Таким образом, биосфера в каждый момент времени – закономерный этап развития материи. Космические силы – главные в развитии жизни на Земле, в то время как биосфера – создание Солнца. Так представления древних о связи человека с Солнцем имеют под собой определенные основания. (Солнце) это тело, чья структура и функции определяются, в том числе, особенностями Земли и Космоса. Особенностью биосферы является организованность, поскольку она должна обладать динамическим равновесием, то есть это неустойчивое равновесие, обладающее тем самым способностью к развитию. Так неустойчивость в какие-то моменты ведет к катастрофам. Развитие биосферы осуществляется под воздействием внутренних отношений структурных ее компонентов. Огромное влияние приобретают здесь антропогенные факторы (связанные с деятельностью человека). В результате чего могут возникнуть факторы, приводящие к качественным изменениям ее подсистем. Диалектическое взаимодействие этих факторов – есть развитие. Человек, обладая могуществом, очень влияет на биосферу, но он от нее не отделен. биосфера должна закончить свою эволюцию как ноосфера. То есть биосфера приобретет новую форму, связанную с духовной деятельностью человека – ноосферу. «Мощь человека связана с его разумом и трудом, направленным этим разумом» (Вернадский). Биосфера рассматривается как планетарное явление космического характера, в то время как жизнь (по Вернадскому) – это целостный эволюционный процесс, включенный в космическую эволюцию.

Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческой установки техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм (№ 21)

Происходит смена мировоззренческих установок, возникновению общенаучной картины мира. Важна установка на ее парадигмальный характер (преодолена независимость отдельных наук, наука не может давать знаний, не зависящих от субъекта). Мир – это целостная неравновесная, сложно-регулируемая система, зависящая от человеческой деятельности. Современная наука говорит о несводимости целого к сумме его частей. изменяется стратегия экспериментирования. Если система в неравновесном состоянии, то эксперимент не позволяет рассчитывать на один и тот же результат, а также невозможно воспроизвести первоначальное состояние. Исследования в медико-биологическая, экология, генная инженерия и др., то есть там, где в число объектов включен человек, вызывают необходимость считать важными гуманистические (моральные и этические) ценности. значимы объективность познания, и эффективность в решении практических задач. важна идея исторической изменчивости знания, но она дополняется ценностями социально-культурной природы.

В настоящее время по характеру отношения к науке возникли два течения: 1. сциентизм и 2. антисциентизм.

1. считает научный тип познания образцовым и ориентируется на достижения естественных и технических наук,

2. требовал ограничения экспансии науки и возврата к сформированным ранее духовным (преимущественно религиозным) ценностям

Две крайние точки, стоящие почти во всем на антагонистических позициях.

Биосфера. Видеоурок по биологии 11 класс

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector