Учение кирилла александрийского.

Большое неудобство при изложении учения Кирилла появляется из того, что он не развивал его хорошим способом, по принципу исследования, а лишь по требованиям полемическим и формулировал в нужных для цели тезисах. Поэтому-то и в терминологии св. Кирилл не был устойчив, не смотря на то, что и имеет в этом случае некое преимущество пред каппадокийцами, как не допускавший смешения, слияния Божества с человечеством.

Вера св. Кирилла, как и св. Григория и Афанасия Назианзянина, — в противоположность антиохийцам, — исходила не от исторического Христа, а от ????-?????. Всевышний-Слово чрез воплощение усвоил Себе, так сообщить включил в состав всю людскую природу и но остался Тем же Самым, Каким был и до воплощения; ничто в Нем не изменилось; но человечество Он воспринял в единство Собственного существа, не потеряв ничего в нем; наоборот, Он возвел его чрез Собственный восприятие в Собственный существо к высшей чести. Соединившись и с людской природою, Христос остался Тем же самым, Каким был и до воплощения, т.е. одним нераздельным индивидом, что что-то присоединил, приобщил Себе, не изменяя, не претворяя этого в Собственный существо. Все, что переносило человеческая душа и тело Всевышнего-Слова, Он Сам переносил, потому что они сущность Его Его душа и тело. Такую схему возможно подтвердить изречением самого Кирилла Александрийского. Слово — по нему — соделалось человеком, но не восприняло человека — ??????? ????????, ??? ???????? ???????? (Epist. 45. Migne. Patr. gr. LXXII, c, 236). Но, оно человеческое естество сделало Своим — ????? ?????? ??? ?????. Соединившегося с ним ??? ??????, ???? ?????, ??? ????????? — Всевышнего родила Святая Дева телесно; исходя из этого мы говорим, что Она имеется Божия матерь (????, ???????? ????? ???’ ????????? ? ???? ???????? ???????? ????? ??? ??? ???????? ????? ?????, Epist. 17. Migne. Patr. Gr. LXXII, c. 17). Появившись от Девы, Слово пребывает тем, чем было (???????? ???? ??); Оно лишь человеческую природу восприняло в единство Собственного существа и сейчас имеется Человек и Бог, один из двух естеств — ?? ????? ????????, ?? ????? ??????????, ?? ??????. Единое богочеловеческое лицо именуется ?? ?? ????????, ??? ?????????, ??? ????? ??? ???? ????? ??????????? (Как уже увидено, выражение фактически Аполлинария; оно пребывало в Ps. Athanas. исповедании ad Jovianum. Но св. Кирилл, как и все в его время, вычислял его подлинно Афанасьевым). Последнее изречение было обстоятельством того, что Кирилла обвиняли в смешении двух природ (Слова либо понятия ????????? и ????? на языке Кирилла строго не разграничиваются). Исходя из этого Кирилл много раз повторял, что две природы соединены во Христе ?????????, ????????, ???????????, без Смешения — (????????, ?????????, ???????????). — Справедливость требует заявить, что неустановившаяся терминология разрешила допустить некое “сплетение” (????????) Логоса с плотью, и некое смешение (???????? ?????? ????), подобно смешению воды с почвой (Сообщённым разъясняются упреки Кириллу со стороны Гарнака, DG. II. s. 349, в неустойчивости в терминологии. См. свящ. Т. Лященко. Св. Кирилл Алексадрийский 1913, стр. 245). Видящееся в произведениях Кирилла выражение — по окончании унии с восточными — что до соединения в нем — Слове, две ??????, а по окончании него, лишь одна ????? — возбуждало нарекания на него… Но, Кирилл этими словами говорит о соединении Логоса с полною — складывающейся из тела и души — людской природою, которая по соединении существует не в самой себе, а в Логосе.

Кирилл так рассуждает: “Мы говорим, что две природы (??? ??????) соединены, но по окончании соединения деление на два существа не имеет места; посему верим, что имеется одна природа Сына (???? ????? ?????????? ??? ???? ?????), по причине того, что существует один сделавшийся челоплотью и веком” (Epist. 40. Migne. LXXII, c. 192-193). Как тут, так и по большому счету соединение двух природ Кирилл обозначает большею частью словом ??????, которое употреблялось отцами и прежде, к примеру, ?????? ??????, ???? ????? ???’ ?????????, ???’ ?????? Слово ?????????, которое вместо вочеловечения говорит как бы о несложном обитании, Кирилл вычислял несторианским термином (Гарнак, DG. II. s. 351, признает характерным и останавливает внимание на том факте, что Кирилл определенно отвергал тот взор, словно бы во Христе был на лицо личный человек, не смотря на то, что он и приписывал Христу все составные части людской существа. Напоследок изложения Кириллова учения о лице Иисуса Христа Гарнак, DG. II. s. 352, и Лоофс, Leitfaden s. 293, ставят вопрос: не было ли это учение “монофизитским” и отвечают в том смысле, что необходимо де отличать существо дела, содержание — от образа выражения; после этого, потому, что Кирилл учил, что Логос и по окончании воплощения пребывал ??? ????? он мог быть цитирован и монофизитами. Но, иначе, Кирилл утверждал, что полное идеальное человечество во Христе не смешалось с Божеством. Данный тезис был уже против монофизитов).

Как видно из предшествующего, превосходящий человеческое разумение вопрос о соединении в одном лице Богочеловека двух природ — конечно не поддавался усвоению людской мыслью, полному уяснению и правильному выражению. Разности, неясности в понимании данного непостижимого предмета со стороны богословов Александрийских и Антиохийских отражались на языке, на образе выражений, весьма несогласных, время от времени противоречивых. Но они существовали отдавна и не приводили к важным разногласиям. Отношение восточных к заблуждениям Аполлинария светло доказывает их осмотрительное отношение к загадочному вопросу. Дабы возбудить вопрос о ужасной ереси, которая словно бы бы угрожает целости и чистоте христианского учения и для подавления которой требуется вселенский собор, — необходимы были многие другие привходящие события и индивидуальные качества лиц, возглавлявших в 1-ю четверть V-ro века александрийскую и константинопольскую кафедры.

Арианство

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector