Учебный процесс. методические приемы. трудности

Последняя тема подробно разработана во всех учебниках русского языка, старых и новых; методику ее изучения можно найти ниже. В некоторых учебниках (экспериментальных) можно найти параграфы «Лексика», «Синонимы», «Антонимы», реже — разделы «Словообразование», «Фразеология»», «Текст», «Многозначные слова». Тема «Родственные слова» обычно входит в раздел «Состав слова».

Поэтому знания в области лексики и смежных тем накапливаются в ходе практических работ со словом: слова прочитываются, записываются, анализируются, произносятся, воспринимаются на слух, включаются в собственный текст. Они группируются по значению, по частям речи. Проводятся наблюдения над жизнью слова в текстах, над уместностью слова в тексте. Особенно ценится семантическая работа над словом.

Теоретическая работа занимает значительное место. Определение понятия «слово» не дается в силу трудности такого определения. Но признаки слова могут быть замечены и названы:

слово выделяется в произношении;

оно имеет самостоятельное значение: обозначает предмет, действие, признак, число и пр.;

на письме отделяется от других слов;

большинство слов могут изменять свои окончания, сохраняя основу;

изменяя окончание, слово меняет свои роли в предложении;

из слов складываются предложение и текст;

в этом смысле текст и предложение складываются из слов, будто дом из кирпичей;

сами слова складываются из слогов и звуков (на письме — из букв)и т.д.

Наблюдая жизнь слова, прослеживая его функции, ученик овладевает методами познания, накапливает существенные признаки явления, необходимые для формирования понятия.

Используя словари, школьники знакомятся с алфавитным расположением слов, отбором слов в соответствии с типом словаря, с построением словарной статьи, условными обозначениями, со способами толкования слов, работают с текстовыми иллюстрациями.

Понятия «синонимы» и «антонимы» усваиваются не только в практических упражнениях: учащиеся могут построить определения этих понятий на основе анализа синонимических групп (рядов) и антонимических пар. Так, они выявляют такие признаки синонимов:

а) по-разному называют один и тот же предмет, признак, одно и то же действие;

б) различаются оттенками значения, эмоциональными окрасками, уместностью в том или ином тексте;

в) одно из слов в синонимической группе может быть Главным;

г) говорящий или пишущий выбирает наиболее подходящий, выразительный синоним;

д) выбор синонимов — признак культуры речи человека. Возможно знакомство с градацией синонимов: Мы углублялись в чащу. Все чаще встречались большие березы, огромные ели, гигантские дубы.

Выбор синонимов не сразу и нелегко дается школьникам.

Антонимы усваиваются легче: отношения противоположности нагляднее, чем едва уловимые различия в значениях синонимов. И определение проще: это слова одной и той части речи, противоположные по значению. На основе антонимических пар строятся антитезы, например: Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет (пословица).

Фразеология широко представлена в круге детского чтения: подсчитано, что в литературных хрестоматиях типа «Родной речи» за 4 года дети встречают до 500 фразеологических единиц; их толкование часто дается в сносках. Над определением дети не работают, но признаки отмечают:

а) непрямой, переносный смысл, аллегория;

б) юмор, ирония;

в) образ.

На фразеологическом материале дети осмысливают переносное, иносказательное значение слов, образность языка, выразительность, эстетическую ценность, нравственную позицию, юмористический эффект.

Тема «Состав слова» имеет четкое построение (в учебниках и в традиции), четкую структуру: от понятия «родственные слова» — к понятию «корень слова» — к «приставке» и «суффиксу» — к понятию «основа слова» (оно дается не всегда; были долгие споры в 60-е годы) — к «окончанию». В некоторых учебниках тема «Суффикс» дается после «Корня», до «Приставки». Тема «Состав слова» подготавливается наблюдениями над родственными словами:

близостью их значений, наличием общей части — корня (исторические чередования в корне вводятся на продвинутых этапах обучения). Такой порядок изучения морфемики обеспечивает семантический подход к составу слова.

Тема «Корень слова» открывает широкие возможности языкового анализа и семантической работы; она дает научное основание для орфографического действия — проверки безударных гласных в нем (а также звонких/глухих согласных).

Когда школьники научатся более или менее точно находить и вычленять корень, они знакомятся (теоретически, практически они уже знакомы) с приставкой и суффиксом. В пользу первенства приставки приводится аргумент доступности: приставок мало -их легко запомнить, приставка легко выделяется, слова с двумя приставками встречаются не часто.

Аргументы в пользу первенства суффиксов: они семантически богаче приставок, ориентированы на чести речи-, разнообразнее и богаче выразительными возможностями в общем, ценнее для словообразования.

Окончание изучается не столько в теме «Состав слова», сколько в курсе морфологии в связи с изменением частей речи — склонением и спряжением.

Аргументы в пользу изучения основы слова связаны во многом со словообразованием: последнее без понимания и умения выделять основы слов крайне затруднено. Кроме того, системный подход требует введения в школьный курс и такой модели: основа слова — его окончания, зависящие от падежа, лица и пр.; разграничиваются понятия «слово» и «словоформа».

С другой стороны, выделение основы слова в начальных классах затруднено по морфонологическим причинам (например: напь-лью — [л’ит’], [л’jу]).

Словообразование в практическом плане встречается уже в I классе:

появление у слова нового значения (лексико-семантический способ): земля — почва, Земля — планета;

новое слово образовалось по модели (морфологический способ): приземлился — опустился на Землю, прилунился — опустился на Луну;

новое слово образовалось сложением корней: лун-о-ход;

новое слово образовалось суффиксально-префиксальным способом: от слова вода — под-вод-н-ый.

Подобных случаев ученик встречает достаточно, чтобы на основе наблюдений сложилось обобщение: новые слова и значения возникают потому, что появляются новые предметы, явления; им нужно дать имя, назвать их. Для этой цели иногда берут уже известное слово и употребляют в новом значении. Иногда новое слово образуют по образцу похожего, образованного когда-то ранее, и т.д.

Исследование образования слов форма развития учащихся. Многие познавательные задачи строятся как раскрытие образования слова: село Подсосново, речка Быстрица, горная вершина Белуха, корова Звездочка.

В тех случаях, когда в учебник введена тема «Словообразование», формирование понятий проводится по уже встречавшейся’ методической модели: наблюдение над составом слов — языковой анализ (в данном случае — морфемный) выделение признаков, способов образования новых слов — практическое образование слов различными способами — анализ семантики употребление в собственной речи.

Немалую помощь может оказать словообразовательный словарь (словарик). Тема удобна также для составления схем и моделей, «цепочек» родственных слов: вода — водный — водник — подводный — подводник.

Опыт обучения русскому языку в начальной школе: проблемы и пути решения


Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: