Учебно-воспитательные задачи

Учитывая место периода освоения профессии в общем процессе производственного обучения, эти задачи можно сформулировать следующим образом:

совершенствование умений и навыков выполнения учащимися ранее изученных трудовых приемов и операций; объединение их в целостный процесс выполнения работ комплексного характера;

формирование умений учащихся самостоятельно планировать и осуществлять технологический процесс выполнения работ комплексного характера;

обучение учащихся выполнять учебно-производственные работы с применением производственной документации, с постепенным повышением требований к их качеству;

формирование навыков производительного труда (т. е. скорости в работе);

формирование основ творческого подхода к трудовой деятельности, культуры труда.

В конкретных условиях уровень учебно-воспитательных задач постоянно повышается, исходя из иерархии целей упражнений, рассмотренной в гл. 2. Такое повышение уровня учебно-воспитательных задач в период обучения выполнению работ комплексного характера проиллюстрировано в табл. 6.

При обучении учащихся в период освоения профессии мастер продолжает воспитывать и развивать у них такие качества, как аккуратность, добросовестность, чувство ответственности, профессиональная «смекалка», бережливость и т. д. Вместе с тем содержание обучения – выполнение постепенно усложняющихся работ, освоение бригадной организации труда, формирование самостоятельности, освоение новой техники и технологии – определяет новые, характерные для данного периода обучения воспитательные и развивающие задачи: воспитание культуры труда, технологической дисциплины, формирование умений планировать свой труд, воспитание коллективизма, творческого отношения к труду, экономическое воспитание.

При обучении учащихся в период освоения профессии структура уроков производственного обучения – организационная и дидактическая – аналогичны урокам, проводимым при обучении приемам и операциям. По содержанию, методам, формам учебно-производственной деятельности учащихся, методическим приемам обучающей деятельности мастера, т. е. по методической структуре, уроки при этом могут значительно отличаться друг от друга. Однако «урочная сущность» организации учебного процесса остается, учащиеся на каждом уроке должны получить что-то новое, сделать очередной шаг в освоении профессии; на каждом уроке учащиеся не просто работают, не просто выполняют производственный план,

Таблица 6

Повышение уровня учебно-воспитательных задач при обучении выполнению работ комплексного характера

Темы, время их изучения Закрепление и совершенствование трудовых приемов и способов работы Освоение технологических процессов выполнения работы Качество работы; производительность труда Самостоятельность; Творчество
«Комплексные работы I», 13-16 недель Выполнение приемов и способов в том виде, как они освоены при изучении операций Выполнение работы в соответствии с подробными указаниями мастера или по инструкционно-технологической карте Соблюдение технических требований к качеству учебно-производственных работ Выполнение приемов и способов работы под постоянным наблюдением мастера
«Комплексные работы II», 20 — 26 недель Выполнение приемов и способов в их взаимосвязях, в различных сочетаниях и условиях при выполнении «законченных» технологических процессов Выполнение работы но предложенной мастером технологии или технологической карте без подробных инструктивных указаний Соблюдение постепенно повышающихся технических требований к качеству работ при выполнении установленных норм времени (выработки) Формирование умений и навыков самоконтроля хода и результатов работы
«Комплексные работы III», 31-40 недель Применение доступных по сложности передовых приемов и способов работы. Рационализация способов работы Самостоятельное определение технологии выполнения работы. Рационализация типовой технологии с учетом реальных условий выполнения работы Активный поиск и реализация путей повышения качества учебно-производственных работ и производительности труда Творческое использование накопленного производственного опыта. Формирование способностей принимать самостоятельные решения в различных учебно-производственных ситуациях

а обучаются. Это определяет и стратегию, и тактику обучающей деятельности мастера, сквозь призму этой задачи он должен рассматривать каждый свой педагогический шаг.

ПРИЕМЫ РЕШЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector