Подсистема интеграции должна состоять из следующих функциональных блоков:
— Блок «Хранилище данных»;
— Блок «ETL»;
— Блок «Панель администратора».
1) Требования к блоку «Хранилище данных»
Формирование информационного хранилища данных должно выполнять следующие функции:
— Интеграция разъединенных детализированных данных из различных информационных систем и источников в едином хранилище данных. При этом должны обеспечиваться следующие параметры:
— Достоверность и согласованность данных. Должна выполняться проверка непротиворечивости информации, поступившей из различных источников, проводиться обработка данных для повышения быстродействия работы Системы;
— Хранение текущих и плановых данных, хранение ретроспективных данных;
— Версионность данных. Для обеспечения целостности базы данных вся информация должна поступать вместе со своей классификацией. В Системе должно обеспечиваться проведение анализа в классификаторах прошлых лет, очередного финансового года и классификаторах отдельных источников;
— Хранение информации за весь период сбора и обработки информации в соответствии с перечнем источников.
— Обеспечение многопользовательского доступа к данным с поддержкой соответствующих механизмов блокировок и средств авторизованного доступа;
— Поддержка многомерного концептуального представления данных, включая полную поддержку для иерархий и множественных иерархий;
— Поддержка возможности обращаться к любой нужной информации независимо от ее объема и места хранения;
— Поддержка возможности самостоятельного написания MDX запросов пользователем;
— Поддержка возможности создания в Системе новых кубов;
— Поддержка возможности добавления дополнительного измерения в имеющийся массив данных;
— Поддержка возможности создания связей между табличными формами и внутри кубов;
— Поддержка возможности отображения связей между табличными формами в виде схем;
— Поддержка возможности задания алгоритма расчетов (моделей расчетов) показателей в кубах;
— Поддержка возможности задания алгоритма расчета применительно к кубу в целом.
— Обеспечение сервером приложений выполнения функций авторизации, распределения прав, закачки и обработки данных, все общие процедуры анализа и бизнес-логику;
— Обеспечение клиентским приложением администрирования управления списками пользователей, правами, закачками данных, классификаторами и прочими объектами Системы.
2) Требования к блоку «ETL»
ETL («Extract, Transform, Load») — это основной процесс в управлении хранилищами данных, который включает в себя следующую последовательность действий:
— Загрузка потока данных;
— Извлечение данных в следующих форматах: *.csv, *.xls, *.xml, *.json и т.д.;
— Выгрузка данных.
В блоке «ETL» должны быть реализованы следующие функции:
— Импорт данных (справочников и показателей) во внешние системы (вне зависимости от платформы реализации внешних систем) с поддержкой механизма увязывания (перекодировка и т.п.) одинаковых экземпляров блока «Хранилище данных» (справочников и показателей);
— Экспорт данных (справочников и показателей) из внешних систем (вне зависимости от платформы реализации внешних систем) с поддержкой механизма увязывания (перекодировка и т.п.) одинаковых экземпляров блока «Хранилище данных» (справочников и показателей);
— Настройка алгоритмов и периодичности импорта / экспорта данных;
— Информирование администратора системы о результатах импорта /экспорта;
— Контроль целостности данных;
— Сигнализация об ошибках загрузки данных;
— Корректировка некорректно загруженных данных;
— Логирование информации о загрузке данных из систем-источников;
— Оповещение о проблемах импорта / экспорта.
Должны быть реализованы следующие виды обработок в ETL:
1) Extract (блоки извлечения данных):
в) Извлечение данных из текстовых файлов формата .csv, .json, .xml, .xls/.xlsx
г) Чтение потоков данных из файлов, Web-сервисов, ftp-серверов, по URL, из базы данных.
2) Transform (блоки обработки данных):
а) Фильтрация;
б) Сортировка;
в) Группировка;
г) Архивация/разархивация;
д) Математическая обработка (калькулятор);
е) Приведение типов;
ж) Удаление дубликатов.
3) Load (блоки выгрузки данных):
а) Заполнение фактов куба/размерностей;
б) Запись в файл;
в) Выгрузка в БД.
3) Требования к панели администратора
В Системе должен быть предусмотрен удобный механизм установки обновлений, не требующий участия специалистов учреждений. При установке обновления на сервер автоматически должны вноситься изменения в структуру базы данных, обновляться сервер приложений и Web-сервер.
Процедура обновления модуля должна сводиться к установке пакета обновления на центральный сервер. Далее обновление доставляется в автоматическом и прозрачном для пользователей режиме на все рабочие места.
Средства модуля должны позволять отключать модуль от работающих пользователей для выполнения определенных регламентных операций. При отключениях модуля подобным образом должна гарантироваться сохранность и непротиворечивость данных, даже если в момент отключения пользователи вели работу с модулем.
Модуль должен предоставлять возможность по информированию работающих пользователей о предстоящих регламентных операциях для того, чтобы у них была возможность сохранить рабочие данные.
Администратор Системы должен иметь возможность гибкой настройки и разграничения прав доступа для пользователей Системы.
Администратору Системы должен быть предоставлен удобный интерфейс доступа к данным.
4.2.2.4 Модуль отображения и печати отчетов «Отчеты»
Модуль должен быть предназначен для работы с отчетами, формируемыми Системой.
Модуль должен предоставлять обеспечивать выполнение следующих функций:
— Функцию выбора требуемого отчета;
— Масштабирование страницы при просмотре отчета;
— Возможность сохранения отчетов в файлах следующих форматов: .pdf, .XPS, ppt (.pptx), .html, .txt, .rtf, .doc (.docx), .xsl (xslx), во внутреннем формате Системы (уточненный перечень должен быть определен на этапе технического проектирования Системы);
— Вывод отчетов на устройство печати.
4.2.2.5 Требования к картографическому модулю «Карта»
Модуль «Карта» должен представлять собой многофункциональный программный инструмент для визуализации пространственных данных, публикации и отображения геоинформационных ресурсов, разработки пользовательских портальных приложений на основе Web-технологий как для персональных компьютеров, так и для мобильных устройств.
Модуль должен обеспечивать:
— Отображение картографических слоев, динамически обновляемых специализированных слоев, космических снимков;
— Создание тематических и картографических отчетов на основе пространственных и атрибутивных данных.
Функциональные требования к модулю:
— Механизм авторизации и входа в систему для получения доступа к данным и функционалу с ограничением по доступу;
— Функции панели инструментов:
— «Измеритель расстояния» — инструмент для измерения длины линии (кривой линии с множеством узлов).
— «Печать» – функция печати карты местности;
— «Список объектов области» – получение дополнительной информации по набору объектов в составе различных слоев;
— «Фиксированная ссылка» – получение постоянной ссылки, сохраняющей экстент и масштаб карты для встраивания во внешние Web-ресурсы.
— Инструменты управления картой:
— Перемещение по карте;
— Масштабирование;
— Выбор картографической основы из набора: «Карта России» (схематическая основа), «Космоснимки Роскосмос», данные по дорожной обстановке и другие тематические наборы;
— Печать карты.
Интеграция с подсистемами АИС ОМС на практике