Транспортный менеджмент

Уже отмечено в предыдущих главах о том, что в соответствии с базисными условиями поставки и транспортными условиями контракта купли-продажи или договора поставки продавец, поставщик, покупатель или заказчик должны выполнить определенный комплекс мероприятий, связанных с организацией и планированием перевозок тем или иным видом транспорта или доставкой товара в системе смешанного сообщения (мультимодального или интермодального), приобрести обширный комплекс транспортных услуг. Их реализацию в части международных услуг даже относят к внешнеторговым транспортным операциям.

В настоящее время организацией перевозок самостоятельно занимаются 20-25% производителей и потребителей материальных благ, представленных организациями различных форм собственности. Остальные 75–80% используют для этой цели посредников — экспедиторов. Термины: посредник, агент, порученец, комиссионер и др. — условные. В современных условиях посредник — полноценный предприниматель, оператор функциональной транспортнологистической системы, оказывающий специфическую транспортную услугу, который реализует принадлежащую ему материальную и интеллектуальную собственность.

Экспедитор создает и реализует конкретную транспортную услугу, для подготовки которой необходимо иметь квалификацию и компьютерное оснащение, знание правил перевозок грузов различными видами транспорта, ценообразования и тарифного дела, порядок согласования стыковок различных видов транспорта, фрахтования и резервирования тоннажа. Уникальной и поручаемой, как правило, экспедитору является услуга по оформлению для клиента договора об организации перевозок или их комплекса для доставки груза по варианту «от двери до двери» и «точно в срок».

Любой перевозчик всегда пользуется комплексом услуг транспортного агентирования.

Упомянутые выше, около четверти фирм, относящиеся к сфере материального производства и торговли всё же пользуются услугами экспедиторов в транспортных операциях. Определенные поручения передаются экспедиторам на исполнение транспортными структурами компаний, добывающих, производящих и реализующих сырье и топливо. Производители и продавцы готовых изделий массового спроса (например, телевизоров) поручают экспедиторам комплектацию контейнерных отправок и доставку мелких (парцелльных) посылок индивидуальным заказчикам. Все эти обстоятельства заставили правоведов в 1970–1980-х гг. внести соответствующие коррективы в правовые нормы в гражданском законодательстве, в т.ч. в РФ.

Согласно ст. 84 ГК РФ исполнение договора перевозки или терминальной обработки груза отправитель, перевозчик и грузополучатель могут поручить обоих экспедиторской или агентской фирме, которая обязана будет выполнить такое поручение «с заботливостью обычного предпринимателя» (ст. 164, п.2 ГК РФ). В этом случае экспедитор вправе требовать от обеих сторон соответствующего договора уплаты ему обусловленного вознаграждения и возмещения понесённых им при исполнении издержек в равных долях, если иное не предусмотрено соглашением между ними (например, разделение вознаграждения на экспедиторскую комиссию — 50% и агентское вознаграждение — 50%.

Наблюдается сращивание не только агентского с экспедиторским предпринимательством, но и экспедиторского с перевозочным, в том числе на основе аренды транспортных средств и оборудования у машиностроителей — инвесторов.

В настоящей главе рассматриваются организационные и правовые основы экспедиторского и агентского предпринимательства, которое в его комплексе в настоящее время называют «транспортным менеджментом», а за рубежом — логистическим провайдерством (logistic providers).

Международного транспортно-экспедиторского и агентского законодательства нет, но активно формируется правовое поле такого законодательства на национальных уровнях. В этом процессе принимает активное участие Международная федерация экспедиторских ассоциаций — ФИАТА (FIATA— Federation Internationale des Associations de Transitaires et Assimiles). На своем конгрессе в 1997 г. она обратилась ко всем своим членам — национальным ассоциациям с рекомендацией о необходимости совершенствования, где оно существует, и создания национального экспедиторского законодательства. В этих целях ФИАТА в 1998 г. направила им в качестве рекомендательных основ для законодательных органов «Модельные правила» для разработки нормативных актов, регулирующих экспедиторскую деятельность, учитывающие ее специфику и направленных на её сближение с перевозочным законодательством — «Modelle FIATA». (Типовые экспедиторские правила, принятые ФИАТА. М.: РАМЭ, 1998).

Прямой эфир программы

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector