Транспортно-планировочная организация населенного пункта.

По форме начертания плана уличной сети различают регулярные, свободные и смешанные системы (рис. 8).

Для регулярных систем характерно геометрически правильное построение плана уличной сети. К ним относят:

Транспортно-планировочная организация населенного пункта.

прямоугольную (см. рис. 8,а) — улицы имеют прямолинейное направление и пересекаются под прямыми углами. Эта система планировки улиц сохранилась и до наших дней. Многие города Северной и Центральной Америки построены по этой системе. Характерна она и для многих русских городов и сельских населенных мест. Чаще всего по данной системе размещают поселения на берегу крупного водоема (океана, моря, озера, реки). Часть улиц прямолинейно спускается к воде, а другая пересекает их под прямым углом и идет параллельно берегу водного источника (см. рис. 9).

Эта система наиболее проста и удобна для размещения в кварталах зданий с прямоугольной формой плана, для движения транспорта, для прокладки инженерных сетей, в ней легко ориентироваться. Однако на территориях с пересеченным рельефом применение данной системы затруднено по экономическим

соображениям. Кроме того, скудный по архитектуре набор типовых проектов жилых и общественных зданий, размещаемых на улицах при такой системе уличной сети, придает монотонность как застройке отдельных улиц, так и населенному месту в целом;

прямоугольно-диагональную. Если улицы прямоугольной системы -пересекаются еще и по диагонали, то такую регулярную систему называют прямоугольно-диагональной (см. рис. 8,6). Для нее характерны те же положительные и отрицательные качества, что и для прямоугольной, но в прямоугольно-диагональной системе появляется еще один недостаток — острые углы на перекрестках. В условиях населенных мест в нашей стране обе рассмотренные выше системы применяют не часто;

радиальную. Появление данной системы относят ко времени средневековья и связывают с размещением торговых путей, которые совмещались с дорогами, расходящимися от замков феодалов по разным направлениям. Вдоль этих путей селились крестьяне, ремесленники, торговые люди, то есть развивались стихийно поселения, подчиняясь радиальной дорожной сети (см. рис. 8,в). Направленность радиальных улиц к общему центру композиционно выделяет его, создавая тем самым единство композиции всей системы. Но с увеличением протяженности радиальных улиц и удалением их от центра единство композиции

ослабевает, возникают определенные трудности в проектировании, появляется необходимость их корректирования;

радиально-кольцевую. С удалением по радиальным лучам от замка феодала застройка каждого из лучей становилась мало связанной с соседними лучами. Это вынудило соединять их кольцевыми проездами, которые тоже застраивали. Так, из радиальных систем возникли радиально-кольцевые, характерные для многих западноевропейских городов (Берлин, Париж). В основе Москвы также лежит радиально-кольцевая система (см. рис. 8, г).

Преимущество радиально-кольцевой системы заключается в обладании ценного композиционного качества — единства: к выраженному центру направлены радиальные улицы. Особенно ярко это качество проявляется при размещении центра на вершине холма, когда радиальные улицы спускаются вниз по его склонам, а кольцевые обвивают этот холм. В других случаях данная система чаще всего выглядит надуманной. Она может вступить в противоречие и с реальным природным окружением, и с функциональной организацией плана населенного места. В проектировании сельских населенных мест ее применяют очень редко, да и то совместно с другими системами;

комбинированную. Объединение прямоугольной и радиально-кольцевой систем образует новую систему — комбинированную, характерную для поселений, развивающихся в течение продолжительного исторического периода (см. рис. 8, д).

Для свободных систем характерно отсутствие связей направлений улиц с какими-либо геометрическими фигурами. Главным образом они подчинены топографическим особенностям территории, ее рельефу (см. рис. 8, II). Свободная система в отличие от систем регулярных характеризуется гибкостью, согласованностью с естественной природной обстановкой. Композиция плана такой уличной сети развивается свободно, подчиняясь топографии местности. В этом случае избегают монотонности застройки и сводится к минимуму их вертикальная планировка. Если прямоугольные системы характерны для равнинных территорий, то свободную систему применяют в живописных по топографии местностях, особенно горной и предгорной.

Для смешанных систем характерна композиция уличной сети, состоящая из элементов предьщущих систем (см. рис. 8, III). Смешанная система, являясь производной от элементов разных систем, позволяет приспособить ее к различным местным условиям и создать удобную, экономичную и интересную композицию плана населенного места.

Изучаем ПДД#18:Понятие «населённый пункт»

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector