Трансформационная экономика.

В наст. время эк-ка РБ, также как и ряда других бывших социалистич. стран Восточной и Центр. Европы, приобретает рын. черты. Необх-ть перехода к рын. экономике обусловлена коренными недостатками так называемой социалист. экономики. Принципиальные черты такой экономики выглядят следующим образом:

1. Отсутствие частной собств-ти, кот. явл-ся главной причиной всех пороков капиталист. системы. Замена частной собств-ти общественной, выступающей эк-кой основой соц. равенства.

2. Существ-е гос-ва допускается только на первонач. переходном этапе от капитализма к социализму.

3. Упр-е нар. хоз-вом осущ-ся из единого центра, который сам решает: что, как и для кого производить.

4. Централизованное планомерное регулирование экономики.

5. Рыночный механизм должен постепенно ликвидироваться. Отмирают товарно-денежные отношения, а вместе с ними и деньги.

Мировой опыт показывает, что самой эффективной системой на сегодняшний день является рыночная экономика. Поэтому РБ, как и подавляющее большинство бывших социалистических стран взяла курс на переход к рыночной экономике, в результате чего у нее сложилась особая трансформацион-ная (переходная) экономика.

Трансформационная (переходная) эк-ка — особое состояние эк-й системы, когда она функционир-т в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой. Трансформац. период — период времени, в теч. которого общество осущ-т коренные экон-е, полит-е и соц. преобразования, а эк-ка страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экон.системы.

Белорусская экономическая модель официально характеризуется как модель с соц. ориентир. рын.экономикой.Это указывает на ее сходство с моделью экономик развитых европейских стран. Экон. система Беларуси находится в стадии трансформации. Вее основе — создание рын. эк-ки с действенными механизмами гос. и рын. регулирования, рациональным развитием частного сектора наряду с гос. при обеспечении приоритета общенар. интересов, с эффективной властью и сильной соц. политикой.

Формирование рыночной экономики требует решения ряда задач:

— ограничение прямого вмешательства гос-ва в эк-ку, прежде всего защита формирующейся рын. эк-ки, сохранение стабильности функционир-я нар. хозяйства;

— демонополизация эк-ки – ликвидация преобладания на рынке товаров отдельных производителей;

-введение института частной собств-ти, гарантир-го законом, в том числе на землю;

-обуздание инфляции, неизбежной после проведения либерализации цен;

— развитие рынков товаров и услуг, финансового и регулируемого рынка труда;

— разв-е предпринимат-ва, малого и среднего бизнеса, формир-е рын. инфраструктуры;

-формирование нового, рыночного экономического мышления.

Опыт, накопленный Беларусью и другими странами трансформационной группы, показывает, что в переходной экономике можно выделить три стратегические линии поведения государства (см. рис)

1-я стратегическая линия определяется тем, что гос-во уходит из тех сфер социально-экон. жизни, где доказаны неэф-ть и нецелесообразность его присутствия (деэтатизация). Место гос-ва на данном напр-и занимают рыночное саморегулирование и экономическое самоуправление институтов гражданского общества.

Трансформационная экономика.

Рис. Основные стратегические линии поведения государства в переходный период

Благодаря таким изменениям в первую очередь здорово выигрывает налогоплательщик, так как государство становится для него более «дешевым». Общий выигрыш состоит в том, что резко расширяется коридор экономической свободы, выступающей признанным фактором социального прогресса.

2-я стратегическая линия определяется тем, что государство остается в эпицентре экономической жизни. Но при этом происходит дебюрократизация его функций, стиля и методов работы органов гос. управления. Демократическое гос-во начинает кропотливо учиться пользоваться рыночным механизмом, заявляет о себе как о полноценном субъекте рын. отношений.

Например, выделим:

а) проведение белорусским государством с середины 90-х гг. аукционов и тендеров;

б) последовательное использование при подготовке важных решений экономической информации, которую предоставляет рынок;

в) воздействие на рыночные цены через спрос (государственные закупки) и предложение (использование товарных резервов, регулирование импорта).

Передача функций управления государственным предприятием директорскому корпусу, увязывание оплаты труда с конечным финансовым результатом, коммерциализация значительной части государственных предприятий отражают такого же рода существенные изменения.

3-я стратегическая линия гос-ва состоит в том, что последнее берет на себя ответственную роль регулировщика эк. жизни страны. По тем направлениям, где:

а) рыночные сигналы проявляются недостаточно интенсивно, постоянно возникают проблемы с обеспечением должной экономической ответственности хозяйствующих субъектов и т. п.;

б) часть рыночных отношений, утратив внутренние импульсы развития, не обеспечивает необходимый уровень экономической и социальной эффективности.

В Основных положениях Программы соц.-экон. развития РБ на 2011 – 2015 годы дана оценка достигнутого уровня социально-эконом. развития в прошедшем пятилетии, отражено положение РБ в мире, определены цели, задачи и приоритеты социально-эконом. развития страны на 2011 – 2015 годы, меры по их реализации, пути совершенствования макроэкономич. условий, формирования эффективных экономич.институтов и ожидаемые результаты выполнения Программы.

Курс на построение в Беларуси социальной рын. экономики не должен трактоваться как возврат к командно-административной экономике. Он предполагает создание эф-х институтов и механизмов рын.эк-ки, позволяющих успешно решать соц. задачи.

Политическая экономия. Лекция №6. Бузгалин Александр Владимирович

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector