Трайбалистский период в развитии субкультуры

Понятие трайбализм (от tribe — племя) было введено западны-

ми социологами и культурологами, анализировавшими контркультурные

модели 60-х гг. в США и Великобритании. М.Маклюэн отмечает стихий-

ность, неформальность этих молодежных форм социализации и культур-

ного творчества. Т.Маккенна описывает модель партнерского общест-

ва, отличного от нашего социума, построенного в конечном итоге как

лестница страха, иерархия насилия. В партнерском же обществе от-

сутствует идея владычества, нет безличного закона, который нуждается

в аппарате подавления, а есть власть вождей и шаманов, основанная

на авторитете и прецеденте. Понятие трайбализм возникает, когда суб-

культура перестает существовать внутри маленькой компании единомыш-

ленников и начинает объединять сотни и тысячи молодых людей. В Аме-

рике — разница, существовавшая между битниками и хиппизмом; у нас —

разница между аудиторией Аквариума образца 1978 г. и аудиторией

Цоя в 1986-1987 гг.

К началу 80-х гг. рок-субкультура распространяется в Свердловске,

Новосибирске, Архангельске, Омске и других городах. Последствия ко-

личественного и географического роста субкультуры становятся заметны

уже в 1980-1981 гг.

Во-первых, субкультура замечена средствами массовой информа

ции, в первую очередь прессой. Появляются первые статьи о роке (одной

из первых больших публикаций была статья Валерия Кичина в Литера-

турной газете). Настрой прессы был негативным, но это не было окари-

катуриванием. Это была полемика с идейным противником, заслуживающим

серьезного отношения.

Во-вторых, начинаются репрессии властей. Это и скандальный фес-

тиваль Тбилиси-80, и милиция на рок-концертах, и, чуть позже, знаме-

нитые списки запрещенных групп, и т.д.

Одновременно режим стремился приручить рок как явление моло-

дежной культуры, ставшее слишком влиятельным. Репрессии чередова-

лись с заигрыванием властей и официальных инстанций с новой культу-

рой — это, например, появление Шевчука на Серебряном камертоне, по-

беда Машины времени на фестивале в Тбилиси, превращение ее в фи-

лармоническую группу.

В-третьих, начинается расслоение внутри субкультуры, проведение пер-

вых внутренних демаркационных линий. Так, на фестивале Тбилиси-80

Аквариум и Машина времени оказываются оппонентами.

Важнейшим изменением становится быстрое расширение географи-

ческой и социальной базы субкультуры. В нее вовлекаются большие мас-

сы молодежи с разным образовательным уровнем, разного возраста, раз-

ной социальной принадлежности. Происходят расширение и изменение

референтного круга рок-поэзии. Кроме студентов, аспирантов, адептами

субкультуры становятся школьники, учащиеся техникумов, ПТУ, часть

рабочей молодежи и т.д. Происходит подключение провинции (об этом

речь ниже). Это влечет за собой расширение поэтического универсума

рок-поэзии за счет вливания в него новых потоков.

Тем самым размывается элитарность, кастовость субкультуры, соз-

дававшейся и потреблявшейся ранее немногими посвященными. Затем-

няются истоки мифа, массы новых адептов не знают мифологии, не инте-

ресуются ею и часто неспособны ее понять и воспринять. Главным стано-

вится не миф, а практика — жизнь тусовки.

Эти изменения были логически подготовлены всем ходом развития

субкультурного паттерна. Ощущение собственной недостаточности,

ущербности в силу своей изолированности и маргинальности, чувство об-

реченности нарастают к концу 70-х гг. Электрический пес Гребенщико-

ва — трагический автопортрет субкультуры, страдающей клаустрофобией и

дефицитом новых идей. В жизни каждой субкультуры наступает момент,

когда она должна либо зачахнуть от недостатка свежей крови, либо пе-

реродиться в новую, более открытую культурную модель. Отечественная

рок-поэзия в конце 80-х обретает новый облик, превращаясь из субкуль-

туры в контркультуру. Фигурой, символизирующей этот переход, стал

Виктор Цой.

Готика

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector