Традиционная этнокультура белорусских цыган.

Цыгане сохранили азиатский тип: смуглый цвет лица, черные, как смоль, волосы, черныя густыя брови, крючковатый орлиный нос; в характере их сохранилась азиатская безпечность и равнодушие ко всем невзгодам и неудобствам, неразлучным с кочевою жизнию».

Б ы т: ж и л и щ е, о д е ж д а и п и щ а. Чуждые оседлости, не имея ни дома, ни земли, цыгане отдельными семействами проводят зиму где нибудь по деревням, напросившись в овины, пустые после молотьбы, или в старыя свободныя избы крестьян; но как только весною появится подножный корм (около 9 мая), они уходят на кочевье. Сборы их коротки: запрягается лошадь в телегу, на телегу же укладывается весь домашний скарб, садятся дети, а взрослые окружают телегу, чтобы с нея не упало что нибудь и не потерялось; затем отправляются в путь. За телегою бредет одна, много две лошадёнки и одна или две свиньи, — все хозяйство цыгана. Возле какой нибудь деревни, под лесом, где вблизи водопой и пустое место для пастбища, они останавливаются. Устраивается шатер, называемый также шалаш (палатка): четыре колышка, связанные попарно в верхних концах, вбиваются в землю на разстоянии одной пары от другой сажени на две или более, смотря по величине семейства; на колышки в длину шалаша кладется жердь и навешивается холст; в одной части шалаша ставится телега, с периною и подушками, которыя на ней и остаются; в телеге же помещаются, если есть, и малыя дети; тут же, вблизи телеги, ставят сундук или кубель (деревянная крытая кадка) с бельем и лучшею одеждою; сундук служит и вместо стула или скамьи для сиденья; в другой части шалаша размещаются чугунные и глиняные горшки, ведро, корец (кружка для воды), миски и ложки; вверху над этими вещами висит небольшая икона.

О д е ж д а. Мущины усвоили себе обыкновенную великорусскую крестьянскую одежду, а именно: ситцевую рубаху или холщевую с косым воротником, широкие шаровары пестрединные, бумажные или плисовые в сапоги; смазанные сапоги с высокими голенищами; поддевку или казакин из суконной или бумажной материи, преимущественно синяго цвета; картуз или русскую поярковую шляпу. Зимою сверху надеваются полушубки и тулупы. Волоса на голове острижены в скобку и посреди головы пробор. Одежда женщин, имеющая некоторыя особенности от русской, состоит из белой холщевой или коленкоровой рубахи и ситцевой юбки яркаго цвета; сверху надевается так называемая “капа” — это кусок какой нибудь шерстяной или бумажной материи, сшитой сверху на столько, чтобы свободно входила голова и чтобы, держась на плечах, он прикрывал с боку одну левую руку; под “капой” привязан мешок для сбора подаяний; на голове большой бумажный или шерстяной платок яркаго цвета, повязанный в роде турецкой чалмы; на шее множество дешевых кораллов и бус; на ногах башмаки, летом на босую ногу. Зимою сверху надеваются небольшия шубки на заячем или кошачьем меху.

П и щ а у цыган напоминает собою крестьянскую. Хлеба они не пекут, а продовольствуются выпрошенным у поселян. Щи или борщ из капусты или бураков, также выпрошенных у поселян; крупник (суп) из картофеля и разных круп, приобретенных таким же образом и кулеш из ячменной или гречневой муки, приправленные салом или мясом, составляют обыкновенную их пищу. Мясо цыгане употребляют и из падали, разсуждая, что павшее животное Бог убил. Самое любимое кушанье цыган свиное м’ясо и в особенности свиное сало, сырое, соленое, вареное и жареное.

З а н я т и я и п р о м ы с л ы. При бездомной, праздной кочевой жизни цыган, правильных промыслов и занятий у них нет; преимущественно же мущины занимаются незначительною торговлею лошадьми, променом их у крестьян и, в особенности, лечением лошадей, так что каждаго цыгана крестьяне признают коновалом; женщины — выпрашиванием милостыни, гаданьем и лечением болезней, особенно детских.

«По-видимому, когда-то Ц. имели свою собственную религию, но в настоящее время она давно забыта, и Ц. внешне исповедуют религию народа, среди которого они живут, хотя они вообще равнодушны к вопросам религии. Кое-какие остатки прежней религии Ц. сохранились и до настоящего времени, но они окрашены такой массой всевозможных влияний, что различить под ними ее первоначальный характер невозможно. Ц. верят в существование верховного божества Девла, который творит людям добро и зло. Девла живет на небе в сияющем, как солнце, дворце. Весь мир и все, что населяет мир, сотворено им. Но никто никогда не видел и не увидит Девла. О сотворении мира Ц. рассказывают, что в начале не было ничего, кроме воды и песка; из них Девла сотворил небо и землю. Небо и земля лежали так тесно обнявшись, что их невозможно было разъединить. Наконец, от земли и неба родились пять сыновей: царь солнца, царь луны, царь огня, царь ветра и царь тумана. Когда эти сыновья родились, тогда разомкнулись объятия земли и неба, и они отделились друг от друга. По повелению Девла, выросло громадное, вышиною до неба, дерево, а с него упали на землю первые люди. В начале люди не знали горя и жили счастливо, но вскоре на землю пришла смерть, а за ней появились демоны, бесы, дьяволы, и жизнь на земле стала полна горя и страданий. Проникнуты часто своеобразной поэзией верования Ц. во всевозможных духов и демонов, которыми они населяют природу, — напр., в кешалий и урм. Кешалии — это дочери царя туманов и их царицы Ана. Всю зиму спят они в глубоких пещерах, убранных со сказочной роскошью. Весной же, когда все начинает зеленеть, кешалий будит кукушка, и они выходят из пещер, чтобы поздней осенью опять погрузиться в сон. Кешалии прекрасны, волосы их тоньше самого тонкого шелка и такие длинные, что тянутся в горах, как туман. Это — летающая по ветру осенью паутина. Кешалии могущественны, они могут с самого дня рождения облагодетельствовать человека и сделать его счастливым; для этого они надевают на него рубашку, сотканную из своих волос; рубашка, эта так тонка, что люди ее не видят. Кешалии, и особенно их царица Ана, могут и жестоко наказать человека, который их чем-нибудь оскорбит. Прекрасные, златокудрые урмы — это феи гор и лесов. Они живут в золотых дворцах в недоступных ущельях. Урмы всегда ходят по три: одна добрая, одна ни добрая, ни злая и одна злая. Урмы определяют при рождении человека его судьбу, это — цыганские Парки. Урмы по ночам пляшут при свете месяца высоко в горах, окруженные огненной стеной. Кешалии и урмы живут по 99 лет. Урмы умирают, когда чудовищная птица Чарана вырывает им три золотых волоса, а кешалий, когда им исполняется 99 лет, их царица Ана отдает на растерзание демонам леса, лошоличам. Урмы и кешалии могут полюбить простых смертных и стать их женами, но это не приносит ни им, ни людям счастья. У Ц. существует целый ряд поэтичных легенд и о дочерях ниваши, цыганских русалках, живущих в глубоких омутах в золотых дворцах. Они в лунные ночи выходят из рек и танцуют на лесных лужайках, покрытые, как легким одеянием, своими золотистыми волосами. Дочери ниваши млгут сделать много добра людям, но могут и погубить человека, увлекши его в глубокий омут. Интересны верования Ц. и в различных чудовищных демонов: в отвратительных лошоличей, живущих в лесу и заманивающих к себе цыганок, чтобы превращать их в кляч и ездить на них по ночам; в бескостных, бледных как мертвецы, муло, которые крадут из могил мертворожденных детей, варят их в росе, отчего у них вываливаются кости, и они становятся муло; в джукланушей — чудовищ с собачьими головой и ногами и с человеческими туловищем и руками. Джуклануши — люди, превращенные в чудовищ ведьмами и колдунами. В зеленоглазых, краснобородых с лошадиными копытами нивашей, живущих в воде и обучающих колдовству ведьм и колдуний; в карликов, шигноманушей, которые ростом с палец, но великие чародеи и часто приносят людям счастье; в подземных человечков (гномов) пшувушей; от одного прикосновения до любого предмета волосом пшувуша, предмет этот превращается в золотой. Ц. глубоко верят в могущество ведьм, и часто пожилые цыганки добивались большого влияния в таборах, выдавая себя за ведьм, могущих насылать на людей самые ужасные болезни, высасывать из них по ночам кровь, превращать их в животных и т.п. Все эти поверья, поражающие богатством фантазии, полны всевозможных заимствований у других народов. В них много чисто первобытных черт, уцелевших от самых архаических времен. Первобытный характер сказывается и во всевозможных приметах, которых у Ц. великое множество. Очень много у Ц. и обрядов по различным поводам. Среди верований, обрядов и обычаев Ц. много таких, которые создались в глубокой древности, возможно еще в те времена, когда они жили на своей первоначальной родине, но все они сильно видоизменены под влиянием тех народов, среди которых им пришлось жить во время их странствований. Интересны, наконец, старинные песни и сказки Ц. Песни обращают на себя внимание своей музыкальностью, а сказки — необычайным богатством фантазии, большой наблюдательностью, часто тонким остроумием и юмором, хотя иногда они не лишены грубости и сплошь и рядом непристойны по содержанию».

«О б ы ч а и и о б р я д ы. При кочевой, бездомной жизни цыгане не имеют тех многочисленных обычаев и обрядов, какие существуют у крестьян и мещан, к коим, по состоянию, они принадлежат. Только в главнейших событиях жизни, каковые: свадьба, родины и похороны замечается у них соблюдение в этом отношении известных порядков и обрядностей.

С в а д ь б а. Задумав женить сына, отец и мать приглашают двух или трех мужчин-приятелей и поручают им идти в такой-то шатер сватать такую-то девушку; дают им черный хлеб и бутылку или две водки. Сваты ставят в хлеб палку, украшенную лентами и небольшими платками, и отправляются к шатру родителей невесты и просятся на ночлег. Им два раза отказывают, но они и в третий раз повторяют свою просьбу и только тогда уже их впускают в шатер, принимают от них хлеб, ставят его на скатерти посреди шатра и пьют принесенную водку. Потом, если шалаш родителей жениха недалеко, один из сватов отправляется обратно. Приводит родителей и жениха и опять начинают пить водку; при этом подается какая нибудь закуска, — угощение это делается уже со стороны родителей невесты. Затем условливаются о приданном (которое обыкновенно составляют: лошадь, свинья, постель и т. под.) и назначают день свадьбы. К этому времени приглашается исъезжается на известное место несколько семейств цыган, родственников и знакомых жениха и невесты. В день свадьбы собираются к жениху его “дружки” молодые парни, а к невесте ея подруги девушки и устраивают поезд к венцу. Жених, получив благословение от родителей, едет к венцу непременно верхом на лошади, окруженный молодыми парнями, тоже верхами на лошадях. Невеста, после благословения родителей едет к венцу в телеге вместе с девушками-подругами. По обвенчании в церкви, жених садится уже в телегу вместе с невестою; их окружают молодые парни верхами на лошадях и поезд направляется к шатру невесты или жениха. Смотря потому, где условились, играть свадьбу. Когда молодые подъезжают к шатру, на встречу им выходят их родители или заступающие их место посаженые отец и мать, встречают их с хлебом-солью. Вводят в шатер и усаживают их непременно вместе. Начинается угощение водкою и закуской. Затем кто либо из цыган принимается играть на балалайке или скрипке и начинаются танцы на траве возле шатра. В промежутки танцев поют свадебныя белорусския песни и свои цыганския на цыганском языке. Около полуночи опять угощение водкой и закуской, после чего все расходятся, оставляя в шатре одних только молодых. На другой день запрягают в телегу лошадей. Убранных красными лентами, колокольчиками и погремушками, садят в телегу молодых и везут их кататься. По возвращении, опять начинаются попойка, песни и танцы до вечера. Вечером все разъезжаются и тем оканчивается празднование свадьбы.

Р о д и н ы. Женщина, ожидающая скораго разрешения от бремени, уговаривает мужа на всякий случай прикочевать ближе к какому нибудь селению. Если роды совершаются благополучно, все обязанности бабки-повитухи исполняет сам муж, если же роды бывают трудные, то он бежит в деревню и просит одну или двух старух помочь его бедной жене и крестьянки считают грехом отказаться в этом случае. Когда родится дитя, отец приглашает “в кумы” или цыган, если недалеко есть цыгане, или крестьян, которые не отказываются, почитая также за грех, если, в случае отказа, ребенок умрет некрещенный. Иногда “кумы”, большею частию люди зажиточные, зная бездомность и бедность цыган, доставляют даже угощение к крестинам, — кума приносит с собою горшок каши, а кум — водки, и возвратившись из церкви, по окрещении младенца, вместо того, чтобы, как водится у крестьян, их угощали, сами угощают родителей младенца. При этом случается, что, пользуясь даровым угощением, отец новорожденного до того напивается водкою, что не знает потом, когда от него и уходят “кумы”.

П о х о р о н ы. Когда в шатре умирает кто нибудь, то родственники покойнаго берут тарелки, покрывают их белыми платками или кусками холста и отправляются в ближайшия селения и помещичьи усадьбы просить на погребение. Просителям кладут на тарелки деньги и на этот сбор устраивают похороны. Прежде всего покупается водка, которою угощают крестьян, приглашенных мыть и одевать покойнаго, так как живущие в шатре сами иногда не в состоянии этого сделать; угощают также делающих гроб из выпрошенных у кого либо досок и копающих могилу на сельском кладбище. Когда гроб готов, приглашается священник для совершения обряда погребения; если священник живет далеко или же находится в отлучке, присутствующие кладут покойника в гроб, который, поставив, затем, на запряженную лошадью телегу, везут на кладбище и зарывают в могилу; при этом все крестятся и молятся, кто как умеет. Потом возвращаются в шатер и поминают покойнаго: каждый выпивает два, три глотка “кануна”, т.е. меда, разведеннаго водою, пожертвованнаго каким либо зажиточным крестьянином, и съедает ложку или две каши, принесенной из деревни какою нибудь набожною старухою. Затем следует угощение водкою и закускою, если это есть, и посторонние расходятся. Остающиеся снимают шатер и в тот же день или не далее другого дня перекочевывают на другое место.

Жизнь и обычаи цыган (рассказывает этнограф Константин Куксин)

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector