Типы выборки

Случайная выборка
Простая случайная выборка Каждый представитель имеет равный шанс быть отобранным
Стратифицированная случайная выборка Население делится на взаимно исключающие друг друга группы (например, по возрасту) и из каждой делается случайная выборка
Кластерная (ареальная) случайная выборка Население делится на взаимно исключающие друг друга группы (например блоки) и из каждой делается случайная выборка
Неслучайная выборка
Выборка ради простоты Исследователь отбирает для интервью людей, у которых легче всего получить информацию
Выборка ради точности Исследователь отбирает для интервью людей, которые могут дать наиболее точную информацию
Квотированная выборка Исследователь отбирает для интервью определенное число людей из каждой определенной категории

Инструментарий исследования.Собирая первичную информацию, исследователь пользуется различными методиками: структурированное и неструктурированное интервью, компьютеризованное интервью и т. д. В основе этих методик лежит одна и та же техника — постановка вопросов интервьюером и ответы на них респондентов. Обычно это делается с помощью специальных вопросников (при устном опросе) и анкет (при письменном).

Вопросники и анкеты состоят из серии вопросов, задаваемых респонденту, который должен дать на них свои ответы. Все эти материалы должны быть умело составлены и тщательно проверены, прежде чем будут запущены в дело. В небрежно подготовленных вопросниках и анкетах можно увидеть одни ите же типичные ошибки (см. Маяки маркетинга 6.1).

Конец страницы 187

¯ Начало страницы 188 ¯

Маяки маркетинга 6.1

Вопросы к составителям вопросников

Формулирование вопросов в вопроснике — далеко не простое дело. Как бы вы отнеслись к следующим вопросам, если бы увидели их в анкете, которую вас попросил заполнить управляющий ресторана, куда вы зашли пообедать?

1. Не могли бы вы назвать свой доход за последний год с точностью до сотни долларов? (Даже если бы вы знали свой годовой доход с такой точностью, неужели вы стали бы отвечать на такой личный вопрос первому встречному?)

2. Как часто вы едите вне дома? (Вопрос сформулирован недостаточно конкретно для такого типа опроса: «вне дома» можно обедать и в заводской столовой, а вас ведь интересуют рестораны?)

3. Как часто вы едите полный обед (завтрак?) в течение рабочей недели?

1___2____3____4____5____ (Вопрос не охватывает всех работающих людей. А что, если кто-то вообще не обедает? На этот случай надо добавить позицию «О____».

4. Сколько в среднем вы тратите на обед?

_от 0 до $2,00 __от $2,00 до $4,00

_от $4,00 до $6,00 _от $6,00 до $8,00

какой категории отнести себя тем, кто тратит ровно $2,00, $4,00 или $6,00? По-видимому, сразу к двум, а те, кто тратит свыше $8,00?)

5. Хотелось ли бы вам, чтобы в этом ресторане вечером в пятницу и субботу играл оркестр? Да ____ Нет____ (Многие не имеют ничего против того, чтобы в ресторане играл оркестр, когда они там ужинают, и поэтому они пометят крестиком позицию «Да___». Но значит ли это, что они собираются у вас ужинать каждую субботу? Кроме того, респондент должен знать, что приглашение эстрадного оркестра обычно делается за счет увеличения стоимости блюд или напитков. Так что не мешало бы выяснить, что думает по этому поводу респондент и на что, по его мнению, надо накинуть цену: на еду или на выпивку? И, наконец, важно уточнить, какой оркестр имеется в виду. Кто-то может поставить крестик, думая, что собираются пригласить джаз, и будет очень разочарован, если это окажется хард-рок.

6. Когда вы получили больше ресторанных купонов: в этом апреле или в прошлом?

(Кто может помнить такое?)

7. В вашей оценке ресторана какие черты наиболее актуальны и аттрактивны?

(Что такое «актуальные и аттрактивные черты»? Не используйте в анкете ученых терминов, которые могут оказаться непонятными респонденту.)

Конец страницы 188

¯ Начало страницы 189 ¯

Подготавливая эти материалы, исследователь должен решить, какие вопросы задавать, в какую форму их облекать и в какой последовательности перечислять. Составляя анкеты, исследователи частенько забывают включить важные вопросы и дают такие, на которые нельзя ответить или вообще не стоит отвечать. Каждый вопрос следует взвесить с точки зрения того, помогает ли ответ на него достичь цели исследования или нет. Если нет, то его лучше опустить.

Форма, в которой задается вопрос, часто влияет на ответ. В маркетинговых исследованиях применяются вопросы двух типов: закрытые и открытые. К закрытым вопросам предлагаются разнообразные ответы, и респондент должен указать на один или несколько из них, которые он считает верными или лучше всего отражающими его отношение к поднятому вопросу. Открытые вопросы требуют от респондентов развернутых самостоятельных ответов. Например, изучая мнение пассажиров об авиакомпании Delta Airlines, можно спросить их: «Что вы думаете об авиакомпании Delta Airlines?» Или можно предложить им закончить фразу: «Решая, самолетом какой авиакомпании лететь, я руководствуюсь следующими критериями…» С помощью этих и других открытых вопросов часто можно получить интересную информацию, потому что респонденты не стеснены заранее заготовленными ответами. Этими вопросами пользуются тогда, когда исследователь пытается узнать, что люди думают по какому-либо вопросу, нежели тогда, когда он пытается выяснить, сколько людей думает так, а не иначе. Закрытые вопросы, с другой стороны, задаются тогда, когда ответы довольно просто предсказать и они легко обрабатываются, интерпретируются и представляются в виде таблиц.

Особое внимание следует уделять тому, как строится вопрос. Он должен быть прямым, недвусмысленным и простым. Важна также последовательность, в которой вопросы задаются. Первый из них должен возбуждать интерес к поднимаемой теме, остальные следовать за ним в логической последовательности. А наиболее трудные и личные вопросы надо задавать в конце, когда враждебная реакция респондента уже не может испортить интервью. В табл. 6.6 дан обзор наиболее часто используемых закрытых и открытых вопросов.

Исследователи должны проявлять максимум осторожности, чтобы своими вопросами или примерами ненароком не обидеть респондентов. Классический пример ошибки, сделанной во время проведения маркетингового исследования, — случай с одной из авиакомпаний США. Эта компания предложила специальную скидку для спутниц пассажиров, приглашенных на одно из рекламных мероприятий этой фирмы, полагая, что этими спутницами будут, конечно, жены. После этого мероприятия фирма разослала женам анкеты, в которых был такой невинный вопрос: «Как вам понравилась путешествовать на нашем самолете в качестве спутницы мужа?» Среди ответов на этот вопрос анкеты были и такие: «Какое путешествие? Я никуда не летала!» Руководству авиакомпании пришлось выслушать множество гневных отповедей, в которых звучали угрозы привлечь их к суду за вмешательство в личную жизнь или за развал семьи.

Конец страницы 189

¯ Начало страницы 190 ¯

Таблица 6.6

Закрытые вопросы
Тип Описания Пример
Альтернативный (Дихотомный) Вопрос, на который предлагается два ответа на выбор Вы заказали свой билет по телефону?Да Нет
Мультивыбор Вопрос, на который предлагается три или более ответов на выбор С кем Вы путешествуете на этот раз ?Ни с кем С супругой (гом) С супругом (гой) и детьми Только с детьми С друзьями/ сослуживцами В туристической группе
Шкала Лайкерта Указание степени согласия или несогласия респондента с сутью сделанного заявления Маленькая авиакомпания обычно обслуживает лучшеСовершенно не согласен Не согласен Не знаю Согласен Совершенно согласен
Семантический дифференциал Шкалирование оппозиций, описывающих Ваше восприятие феномена (поставить крестик на линии между оппозициями) Авиакомпания DeltaБольшая Маленькая Опытная Неопытная Современная Отсталая
Оценочная шкала Шкала с ранжированием любого признака от «неудовлетворительно» до «отлично» Обслуживание на Delta можно признатьОтличным Хорошим Посредственным Плохим
Шкала важности Указание степени важности любой характеристики от «совсем неважно» до «исключительно важно»
Шкала внимания к покупке Шкала, описывающая внимание респондента к покупке Если было бы возможно пользоваться услугами телефонной связи во время длительного перелета, я быобязательно воспользовался бы этими услугами наверное, воспользовался бы этими услугами

Конец страницы 190

¯ Начало страницы 191 ¯

01 — Основы статистики. Введение

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector