Типы | Строение | Черта |
Куплетная форма с припевом | Несложная двухчастная форма | Первая часть – куплет (запев) в форме периода, время от времени менее либо более сложная форма. Вторая часть – припев в форме периода либо предложения, нескольких фраз. припев и Запев смогут изменяться местами |
Куплетная форма без припева | Несложная двухчастная форма | Первая часть – изложение темы в форме периода. Вторая часть – развитие темы в виде построения развивающего либо дополняющего типа |
Куплетно-вариационная форма | Несложная двухчастная форма | Первая часть – запев – певческая мелодия остается неизменной, сопровождающие голоса обновляются в каждом куплете (интонационно-ритмическое, гармоническое, фактурное варьирование). Вторая часть – припев – повторяется неизменно |
Куплетно-вариантная форма | Несложная двухчастная форма | Первая и вторая части в каждом следующем куплете – новый вариант музыки. мелодии и Существенное преобразование, и сопровождения, любой куплет как новый этап развития, наряду с этим начало куплета может оставаться неизменным (ладовое, тональное, фактурное, динамическое варьирование) |
Куплетная форма без припева | Одночастная форма | Первая часть – изложение темы, ее завершение и развитие в форме несложного периода с дополнением и расширением или сложного периода, и в первом, и во втором случаях со кодой и вступлением |
Певческие формы не ограничиваются лишь куплетными.
В более широком значении все они именуются строфическими формами, поскольку неизменно связаны с поэтическим текстом, делящимся на стихотворные строфы. Если сравнивать с инструментальными формами они более личны, зависимы от содержания и структуры текста.
Сфера применения несложной двухчастной формы – инструментальная миниатюра как правило из детского репертуара («Детский альбом» П.Чайковского); в певческой музыке – песня, реже романс; часть более большой сложной либо циклической формы в инструментальной и певческой музыке.
Простой трехчастной формой именуется репризная форма, в первой части которой излагается тема в форме периода, во второй – середине – она начинается, а в третьей – репризе – повторяется совершенно верно либо варьированно (в схемах обозначается: а–b–а1 ). Два форм и типа господствуют в инструментальной и певческой музыке: однотемная и двухтемная. Последняя из них используется редко (рис. 10).
В однотемной форме по окончании изложения темы в первой части во второй – она начинается, а в третьей – повторяется. В двухтемной трехчастной форме в середине вместо развития темы первой части излагается вторая новая тема, в репризе же снова повторяется первая тема. Строго говоря, двухтемная трехчастная форма должна быть отнесена к промежуточным формам, поскольку по тематическому показателю – наличию двух различных тем – она в собственности уже не к несложным, а к сложным формам. По структурному же масштабам и признаку вторая и третья части в ней излагаются в форме периода, значит, в полной мере соответствуют требованиям несложных форм.
Серьёзной чертой трехчастных форм есть принцип репризности, один из основополагающих правил музыкального формообразования в целом. Тип репризы во многом определяет динамику формы, ее внутреннее единство, выявленность процессуального и архитектонического начал. В любой музыкальной форме постоянно взаимодействуют два взаимодополняющих начала: архитектоническое и процессуальное. Первое из них проявляется в подчеркивании четкости, ясности, расчлененности формы на разделы, построения, части. Второе – в слитности, неделимости, единстве всех составляющих элементов произведения. Вследствие этого тот либо другой тип репризы как итоговой части может усиливать или архитектонические особенности композиции, или процессуальные.