Теория стилеобразования в искусстве

Предисловие

Настоящая книга включает ряд авторских работ, которые создавались в период с 2007-го по 2010-е годы. С небольшими изменениями и дополнениями они представлены к публикации. Работы различны по жанру, но едины по заявленной тематике — это история и теория стиля и стилеобразования в искусстве. В последние десятилетия интерес к научной проблематике стиля значительно возрос, и в отечественной литературе накоплен обширный материал по самым разнообразным его исследовательским направлениям. Написаны многочисленные диссертации, издаются и переиздаются замечательные труды в области исторических, региональных, индивидуальных и других стилей. Выходят альбомы и научные работы специализированной серии Эпохи. Стили. Направления. Нет недостатка и в зарубежной литературе по стилям. Научная ценность понятия (категории) стиль в современном мире огромна. В философии и методологии науки стиль рассматривается как важнейший инструмент научного мышления. Поэтому некоторые суждения о стиле в том, что он утрачивает сегодня теоретическую значимость беспочвенны. Нельзя утратить то, что существует как реальное живое знание: теоретические исследования стиля имеют свою более чем тысячелетнюю историю развития.

Еще в древности античные авторы занимаются разработкой вопросов стиля и стилистики в языке, поэзии, риторике. В эпоху Возрождения появляется теория стиля в музыке. С конца Возрождения и в Новое время стиль как научное мышление (инструмент классификации и др.) прокладывает свой путь в изобразительном искусстве. Благодаря сохранившемуся замечанию И.В.Гете мы знаем, что именно в ХVIII веке (а в это время написаны значительные труды по искусству) понятие стиля уже как будто получило свое точное определение в теоретических трудах. Но осмысление и постижение природы стиля в главном приходится на рубеж ХIХ — XX столетий. Именно в этот период появляются разнообразные западноевропейские теории и концепции стиля, раскрывается неисчерпаемость его содержательных смыслов и значений. В России число исследование в области стиля и формы невелико, но глубина некоторых из них несомненна. Это труды Г.Г.Шпета, Ф.И.Шмита, А.Г.Габричевского, заложившие основы к учению о стиле в российской науке. Их традиция надолго прерывается и возобновляется лишь в 1990-е годы, когда появляются сложные исследования по стилям в разных отраслях знания. Это прежде всего Проблема художественного стиля А.Ф.Лосева — своеобразная прелюдия к учению о стиле в искусстве. Далее следуют Стили в искусстве В.Г.Власова и его же многотомный Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства, — компедиум знаний о стилях всех времен и народов. На рубеже тысячелетий появляется интересное философское исследование о природе стилеобразования в искусстве живописи В.П.Бранского (Искусство и философия). А несколько позже выходит фундаментальный труд Е.Н.Устюговой Стиль и культура с историческим освещением концепций стиля в дисциплинах гуманитарного цикла.

Задачи данной небольшой работы сконцентрированы в основном на теоретической проблематике стиля. Это попытка объединить некоторые его разрозненные положения или стремление к лаконичному обобщению современных научных представлений о стиле в искусстве.

Открывает сборник перевод с английского статьи Стиль, которая была напечатана в 1998 году в Английском словаре искусства (том 29). Несомненно статья привлекла своей научной новизной, особенностями англоязычного мышления о стиле, обзором наиболее значимых концепций и структурой изложения. Безусловно это был полезный опыт и к некоторому материалу данного текста я обращалась в дальнейшей своей работе.

Авторская статья Стиль в истории понятий и в современных определениях создавалась, с одной стороны, под впечатлением английского перевода, а с другой, — это своеобразный отклик на одно из положений значительной работы последнего времени Стиль и культура: …не осуществлен сквозной историко-теоретический анализ развития стиля в истории культуры… [Устюгова 2006, стр. 8]. В данном случае в первой части исследования прослеживается эволюция понятия стиль на протяжении многих столетий. Демонстрируются разнообразные мнения и взгляды на понятие известных мыслителей прошлого в период с ХVIII по XX столетие. Здесь же рассматриваются компоненты стиля, его современные функции и разнообразные содержательные смыслы. В первой части для аргументации используется в основном материал западноевропейского искусствознания. Напротив, во второй части исследования автор обращается к концепциям стиля отечественных ученых. Предложенные современные дефиниции стиля отражают плод напряженных поисков специалистов разных областей знания — искусствоведов, литературоведов, культурологов, эстетиков, философов. В комплексе они целостно представляют содержательный арсенал стиля в самых необходимых его значениях. В исследовании особо выделен вклад русской науки в разработку учения о стиле в последней трети XX — начала XXI веков. Эта работа с небольшим интервалом была напечатана в двух журналах (1910). Пользуясь случаем выражаю глубокую признательность редакции журнала Вопросы философии, лично Б.И.Пружинину и Н.Н.Трубниковой, а также редактору журнала Обсерватория культуры Т.И.Лаптевой.

В следующей статье Стиль искусства в контексте стиля культуры. Основные категории многочисленные вопросы стиля представлены в ином ракурсе. По характеру изложения первая часть исследования дискурс — рассматриваются некоторые спорные положения работы Стиль и культура Е.Н.Устюговой. Полемизируя автор предлагает собственное видение и обосновывая его аппелирует к взглядам авторитетных западноевропейских и российских ученых. В ходе дискуссии и выстраиваемой аргументации формируется проблемное поле современных представлений о стиле. Это необходимость дальнейших теоретических разработок стиля с выявлением его специфических особенностей в смежных областях знания (например, искусствоведческий цикл). Подчеркивается основополагающая роль двух научных дисциплин — стиль в искусстве (т.е. учение о стиле) фундируется и оперирует понятиями и методами эстетики и искусствознания. Подчеркивается также, что стиль как научное мышление успешно развивается и функционирует поначалу в отдельных дисциплинах: в искусствоведении, в теории искусства, а далее в искусствознании и философии искусства (А.Г.Габричевский говорит уже о философии стиля). Ввиду глубины и многообразия материала по стилям высказывается мнение о возможности создания дисциплины История и теория стилеобразования в искусстве как части общего стилеведения.

Во второй части исследования кратко излагаются сущностные значения основных категорий стиля. Как понятия они вырабатывались столетиями в теории и практике многих поколений художников, архитекторов, декораторов, реставраторов, а теоретическое обобщение получили у мыслителей ХХ столетия. В ходе изложения многочисленной стилевой тематики проявляется и специфика материала стиля искусства в отношении к материалу стиля культуры. В завершение даются удивительно современные по своему звучанию важнейшие положения произведений Г.Г.Шпета (Эстетические фрагменты, 1923) и А.Г.Габричевского (Теория и философия искусства, 1922).

В книгу также включены программные тезисы к циклу лекций курса История архитектурных стилей, который в течение девяти семестров читался в Университете (Академии) им. С.Г.Строганова. В целом это схема (модель), в пределах которой рассматривается каждый исторический стиль. Собственно содержание раскрывается в строгой последовательности положений, принятых в современной науке: эстетические и архитектурные принципы, культурологические основания, основные этапы развития, авторы и.шедевры,.стилистика.и.др..
Программа Теория стилеобразования в искусстве может выступать как краткий автономный курс, или ,напротив, предварять Историю архитектурных стилей. Это также один из вариантов — модель, представляющая стилеобразующий процесс как целостную систему с кратким обзором основных концепций стиля и стилеобразования в искусстве. В ее завершающей части приводятся самые значительные и интересные по содержательному наполнению модели стилей, выстроенные отечественными учеными. В рассмотрении вопросов этой программы возможно использовать материал предшествующих работ, в том числе и библиографию.

Предложенные работы имеют определенную методологическую ценность. В них собран обширный фактологический материал, даны классические формулы научного мышления о стиле, разработаны современные модели по истории и теории стилеобразования в искусстве.

ТОНКОЕ ИСКУССТВО ПОФИГИЗМА АУДИОКНИГА Часть 1

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector