Теории потребностей и учение о качестве

Мотивация – это результат постоянного взаимовлияния сложного комплекса сознательных и бессознательных, чувственных, интеллектуальных, а также культурных и физиологических потребностей, находящихся под воздействием социальных факторов и параметров среды обитания. Тем не менее сейчас существует ряд теорий, описывающих виды и взаимоотношения потребностей, на основании которых менеджер может действовать достаточно уверенно и добиваться хороших практических результатов.

Рассмотрим две наиболее распространенные теории: теорию иерархии потребностей А. Маслоу в 50–е годы XX в., и теорию двух факторов, разработанную в конце 60-х годов Ф. Герцбергом.

Теория потребностей, по А. Маслоу,основана на трех основных положениях – иерархии потребностей, принципе дефицита и принципе прогрессии.

Принцип иерархии потребностей заключается в том, что существуют пять групп, или уровней, потребностей. Низший уровень – основные, или физиологические, потребности. Это потребности в пище, одежде, жилище и т. д., которые определяются биологической природой человека. Более высокий уровень – потребности в защищенности: несчастных случаев, болезней, инвалидности, нищеты и подобных несчастий, которые могут нарушить возможность удовлетворения потребностей предыдущего уровня. Еще более высокий уровень – социальные потребности, т. е. потребности в общении, взаимоотношениях с другими людьми. Следующий уровень –потребности признания, или потребности «эго», к которым относятся потребности в престиже, уважении окружающих, славе и т. д. Наивысший уровень – потребности в самосовершенствовании, или потребности развития.

Принцип дефицита – это ощущение недостатка в чем–либо, сопровождаемое стремлением его ликвидировать. Ощущение дефицита приводит к нарушению психологического равновесия в человеке, а его ликвидация восстанавливает такое психологическое равновесие.

Принцип прогрессии заключается в том, что все виды потребностей человека должны быть удовлетворены последовательно, от нижнего иерархического уровня – первичных потребностей – ко все более высоким уровням.

Теория А. Маслоу позволяет осознанно управлять поведением человека на основе анализа степени удовлетворенности его потребностей и потому стала важнейшим инструментом деятельности менеджера. За время ее использования был сделан ряд уточнений, важнейшие из которых приведены ниже:

— по А. Маслоу, переход к потребности более высокого уровня происходит, если потребность предыдущего уровня удовлетворена на 100%; современные психологи считают, что этот про цент – порядка 70% и даже меньше;

— иерархия потребностей конкретного человека во многом определяется уровнем развития его психики, она меняется от человека к человеку и различна у одного человека в разные периоды его жизни.

Двухфакторная теория Ф. Герцберга может служить определенным развитием идей А. Маслоу применительно к мотивации работников. На основании анализа данных опроса работников по поводу рабочих ситуаций были выявлены те факторы, которые способствуют удовлетворенности человека работой, и те, которые могут вызывать неудовлетворенность работой. Ф. Герцберг предложил рассматривать отношения «удовлетворенности» и «неудовлетворенности» отдельно. Им установлено, что факторы, обусловливающие наибольшую неудовлетворенность, в основном связаны с внешними по отношению к работнику моментами, на которые он реально не может повлиять.

Такую группу факторов Ф. Герцберг назвал факторами гигиены, поскольку даже их благоприятное изменение не сможет привести к удовлетворенности работника, а может только снизить степень его неудовлетворенности. К этой группе относятся: политика компании, безопасность, статус, отношения к начальникам, заработная плата, условия труда, надзор, отношения с сослуживцами, отношения с подчиненными.

Другая группа факторов названа им мотиваторами. Их благоприятное изменение повышает степень удовлетворенности работника, а неблагоприятное – снижает ее, но практически не вызывает неудовлетворенности. Эти факторы в основном определяются содержанием работы, т. е. они внутренние по отношению к работнику, и он может влиять на них. К ним относятся: самореализация, профессиональный рост, продвижение по службе, ответственность, содержание работы, признание, результаты работы.

Политическая теория — Никколо Макиавелли | Биография, взгляды, цитаты. [The School of Life]

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector