В истории развития теории коммуникации, С. В. Бориснев выделяет следующие модели:[18]
Линейная (хорошая) модель коммуникации Г. Лассуэлла (1948) включает 5 главных элементов коммуникативного процесса: кто? (передаёт сообщение) — коммуникатор; что? (передаётся) — сообщение; как? (осуществляется передача) — канал; кому? (направлено сообщение) — аудитории; с каким эффектом? (эффективность сообщения) — итог.
Социально-психотерапевтическая (интеракционистская) модель коммуникации Т. Ньюкомбо, задающая динамику трансформаций, к каким будет стремиться коммуникация. Эта модель старается учитывать как отношения, складывающиеся между общающимися, так и их отношения к объекту беседы, и постулирует, что неспециализированной тенденцией в коммуникации есть рвение к симметрии. При совпадении взаимоотношений друг к другу у общающихся, они будут стремиться к совпадению их отношения к объекту, о котором идёт обращение. При несовпадении отношения друг к другу, будет не совпадать и отношение к объекту речи. Совпадение взаимоотношений к объекту беседы при несовпадении взаимоотношений друг к другу будет восприниматься как ненормальное.
Шумовая модель коммуникации К. Шеннона — У. Уивера дополнила линейную модель значительным элементом — помехами (шумами), затрудняющими коммуникацию. Авторы выделили технические и семантические шумы — первые связаны с помехами в канале и передатчике, а вторые с искажением передаваемых значений при восприятии содержания. Наряду с этим, коммуникация концептуализировалась авторами как линейный, однонаправленный процесс.
Факторная модель коммуникации Г. Малецки есть одним из бессчётных вариантов развития модели коммуникации Шеннона-Уивера включила, кроме базисных элементов, ещё около двух десятков факторов, составляющих контекст процесса коммуникации и деятельно воздействующих на его субъектов.
В циркулярной (замкнутой), сбалансированной модели коммуникации В. Шрамма и К. Осгуда (1954) было предложено разглядывать получателя и отправителя информации как равноправных партнёров, и был сделан выговор на обратной связи, которая уравновешивала сообщение прямую: кодирование — сообщение — декодирование — интерпретация — кодирование — сообщение — декодирование — интерпретация.
Текстовая модель коммуникации А. Пятигорского осмысливает коммуникацию человека с собой и другими, которую он осуществляет через (письменный) текст. В соответствии с данной модели, коммуникация постоянно осуществляется в определённой коммуникативной обстановке связи с другими лицами
В соответствии с Аристотелю, коммуникации имеют три компонента:
1. Говорящий – человек, что говорит;
2. Обращение – обращение, которую произносит человек;
3. Аудитория – человек, что слушает;
Шанон-Уивер доработал модель Аристотеля. В соответствии с его теории,
компонентами коммуникаций являются:
1. Источник;
2. Передатчик;
3. Сигнал;
4. Получатель;
5. Место назначения;
Сравнив с моделью Арестотеля, Источник есть Говорящим,
Сигнал – речью, Место назначения – аудиторией, плюс добавлены два
компонента: Передатчик, что отправляет исходящее сообщение и
получатель, что приобретает сообщение.
В соответствии с Берло (Berlo, 1960) модель коммуникаций складывается из:
1. Источник;
2. Кодировщик;
3. Сообщение;
4. Канал;
5. Раскодировщик;
6. Получатель;
Все человеческие коммуникации имеют некий источник,человека либо группу людей, имеющих цель. Цель источника возможно выражена в форме сообщения. Кодировщик ответственнен за обработку идей источника в определенный код, высказывающий цели источника в форме сообщения. Канал – метод, посредник переноса сообщения. Дабы случилась коммуникация, должен быть кто-то на втором финише, кто возможно назван получателем, целью коммуникации.В соответствии с Шраму (Schram, 1961):
1. Источник
2. Кодирующее устройство;
3. Сигнал;
4. Раскодирующее устройство;
5. Место назначения;
Эта модель коммуникаций относится в больщей степени к средствам
массовой информации. В людских коммуникациях, в большей
степени принципиально важно, смогут ли люди закодировать либо расшифровать сигнал
(сообщение, данные), и как они осознают ее в собственной ситуации.
«Базы публичной коммуникации» (5 занятие) ФОМ-ЛАБС