Теоретические и методические основы логопедии.

4.1. Логопедия – это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Предмет логопедии, объект изучения, цель и задачи логопедии. Внутрисистемные и межсистемные связи логопедии с другими науками. Принципы и методы логопедии как науки. Основные принципы логопедии: системность, комплексность, принцип развития, рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития ребенка, деятельностный подход, онтогенетический принцип, этиопатогенетический принцип, учета симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта, принцип обходного пути, общедидактические и другие принципы. Методы логопедии как науки: организационные, эмпирические, количественный и качественный анализ полученных данных, интерпретационные методы. Значение логопедии. Личность учителя-логопеда. Актуальные вопросы современной логопедии.

4.2. Понятийно-категориальный аппарат логопедии.Нормальное и нарушенное речевое развитие. Речевая деятельность как многоуровневая иерархически организованная функциональная система, ее структура и организация. Норма речевой деятельности как совокупность наиболее устойчивых традиционных реализаций элементов языковой системы, отработанных и закрепленных в процессе общественной коммуникации. Патология речи. Критерии определения патологии речевой деятельности: социально-психологический, психофизиологический, психолингвистический. Особенности речевых нарушений. Недоразвитие речи. Нарушение речи. Общее недоразвитие речи. Симптом нарушения речи. Симптоматика нарушений речи. Механизм нарушения речи. Патогенез нарушений речи. Структура речевого дефекта. Логопедическое воздействие. Коррекция нарушений речи. Компенсация, обучение, воспитание, перевоспитание, восстановительное обучение.

4.3. Этиология нарушений речи. Органические, функциональные, неврологические, социально-психологические причины речевых нарушений. Значение экзогенных и эндогенных вредностей в возникновении речевых расстройств. Критические периоды в развитии речевой функции: первый-второй год жизни (интенсивное развитие корковых речевых зон); третий год жизни (согласование функционирования корковых отделов); шесть-семь лет (изменения в центральной нервной системе вследствие интенсивных возрастных нагрузок), их роль в возникновении рече-языкового расстройства. Отклонения в развитии мозговых систем как патогенетическая основа рече-языкового расстройства. Сочетанная организация патогенетических механизмов рече-языкового расстройства. Особенности дизонтогенетического развития детей с речевыми расстройствами. Дифференциация речевой патологии от возрастных особенностей речи, от временных речевых нарушений у детей и взрослых, от особенностей, обусловленных территориально-диалектными и социо-культурными факторами.

4.4. Принципы анализа речевых нарушений. Принцип развития. Ведущий дефект. Вторичные нарушения. Принцип деятельностного подхода, учет ведущей формы деятельности ребенка. Принцип системного подхода. Системное строение и системное взаимодействие различных компонентов речи. Связь речи с другими сторонами психического развития ребенка.

4.5. Классификации нарушений речи. Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений. Критерии разграничения речевых нарушений – учет клинических и психолингвистических факторов. Характеристика основных форм речевых нарушений: нарушения устной речи (расстройства фонационного оформления высказывания – дисфония, брадилалия, тахилалия, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия; нарушения структурно-семантического оформления высказывания – алалия, афазия); нарушения письменной речи (дислексия, дисграфия). Психолого-педагогическая классификация. Причины, обусловившие необходимость ее создания. Основной принцип систематики речевых нарушений – учет состояния структурных компонентов речевой системы. Нарушение средств общения (фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи). Общая характеристика педагогических заключений. Проявления нарушения устной речи при формировании навыков письма. Нарушения в применении средств общения. Возможности существования комбинированного дефекта.

4.6. Принципы и методы логопедического воздействия. Логопедическое воздействие как педагогический процесс. Общедидактические принципы: воспитывающий характер обучения, научность, систематичность и последовательность, доступность, наглядность, сознательность и активность, индивидуальный подход. Специальные принципы: учет этиологии и механизмов речевого нарушения, системность, учет структуры речевого нарушения, комплексность, дифференцированный подход, поэтапность, принцип развития, онтогенетический, учет личностных особенностей, деятельностный подход, использование обходного пути, формирование речевых навыков в условиях естественного речевого общения. Методы логопедического воздействия: практические, наглядные, словесные. Методы воспитания и перевоспитания речи и личности: убеждения, упражнения, стимулирования, самовоспитания и др.

4.7. Язык, речь, речевая деятельность.Современные принципы анализа высших психических функций. Функциональные системы, речевая функциональная система. Теория динамической локализации высших психических функций и речи. Психологические и лингвистические основы теорий речевой деятельности. Язык, речь, речевая деятельность, общение. Структура речевой деятельности. Единицы и элементы речевой деятельности. Речевые действия и операции. Обязательные и факультативные функции речи. Лингвистические и паралингвистические средства речи. Речь в системе психических процессов. Речь и мышление. Модели порождения речевого высказывания. Восприятие речи как сложная перцептивная мыслительная и мнемоническая деятельность.

4.8. Онтогенез и дизонтогенез речевой деятельности. Предпосылки нормального развития речи у ребенка. Усвоение ребенком родного языка. Поэтапное формирование речевых способностей. Довербальный этап и его роль в развитии речевой способности. Период однословных высказываний. Освоение ребенком звукового строя речи (гласных и согласных фонем, слоговой структуры слов, интонационных конструкций). Овладение морфологическими категориями существительного, прилагательного, глагола. Усвоение синтаксических структур. Усвоение лексических единиц (слов и фразеологизмов). Детские речевые интонации и их лингвистические предпосылки. Овладение способами организации текста. Усвоение ребенком письменной формы речи. Метаязыковые способности ребенка. Социальные условия нормального развития речи. Патологическое развитие речи. Недоразвитие речи.

Базовая основа на любую фигуру. Простой способ построения выкройки на ткани

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector