Тенденции развития дистанционного банковского обслуживания

В России принята госпрограмма «Информационное общество (2011- 2020 годы)», одним из направлений которой являются развитие российского рынка информационно-коммуникационных технологий и российских технологий, а также создание базовой инфраструктуры информационного общества.

В России рынок мобильных финансовых сервисов не так хорошо развит, как в Западной Европе, однако FrostSullivan прогнозирует его стремительный рост: ожидается, что объем мобильных транзакций увеличится до 4,8 млрд евро к 2018 г.[Н1]

– Темпы прироста комиссионных доходов в 1 полугодии 2014 года относительно аналогичного периода прошлого года в целом по рынку снизились на 5 п. п. и составили 12%. По вашим оценкам, планируют ли российские банки увеличивать комиссионные доходы?

– Безусловно, банки стремятся их наращивать, в некотором смысле это рыночная неизбежность, о которой активно заговорили с 2009 года. Полагаю, в ближайшие несколько лет доходы банков будут во многом зависеть от того, умеют ли они работать с клиентами именно с точки зрения безрисковых продуктов. В довольно короткие сроки, я надеюсь, мы перейдем к схеме, которая близка к европейской практике: если не 90/10, то хотя бы 70/30, где 70% доходов будут безрисковыми, к которым, в первую очередь, относятся комиссионные доходы.

– Какой сегмент, по вашим наблюдениям, показывает сейчас лучшую динамику – комиссионный доход от обслуживания физических или юридических лиц?

– На мой взгляд, основную часть комиссионного дохода можно получить от юридических лиц. Абсолютно все расчеты между ними проводятся в безналичной форме. Конечно, все мы оплачиваем счета за сотовую связь, платим за квартиру, но не в тех объемах, в которых компании проводят расчеты, хранят и обменивают денежные средства или инкассируют выручку.

Сейчас мы не стараемся зарабатывать большие комиссии при обслуживании физических лиц. Для них предусмотрено много бесплатных опций, например, при пользовании системы интернет- банка можно совершать платежи без комиссий. Мы стремимся научить частных клиентов пользоваться онлайн-продуктами и пока видим в этом больше экономию ресурсов, нежели источник дополнительного заработка.

– За счет каких источников может происходить рост доли комиссионных доходов?

– Если мы говорим о МСБ, рост комиссионных доходов возможен за счет сегментации клиентов и введения новых тарифных планов и интересных продуктовых предложений. В банке «ТРАСТ», например, этой осенью был запущен проект «Бизнес-партнер» и услуга «Доставка счета». Специализированный портал «Бизнес-партнер» предлагает различные онлайн-сервисы для предпринимателей – от ведения бухгалтерии до создания собственного интернет-магазина. Причем без привязки к банку, то есть для использования возможностей портала не обязательно быть клиентом ТРАСТа. «Доставка счета» – это бесплатная услуга, которая позволяет открыть расчетный счет компании удаленно, без посещения отделения банка. Не нужно отрываться от своих дел и куда-то ехать, менеджер сам приедет к клиенту, поможет собрать комплект документов и все оформить.

Что касается частных клиентов, таким источником могут стать карты, использование которых подразумевает определенные комиссии. Этот рынок еще не до конца развит. Только недавно в России количество транзакций покупок превысило количество транзакций снятия наличных. По суммам их процентное соотношение составило 50/50. Иными словами, в этом направлении есть куда расти.

У нас еще нет финансовых супермаркетов, но немалое количество участников рынка стремится продавать весь спектр услуг, в том числе дополнительных. Конечно, с одной стороны, если человеку необходима программа страхования, не связанная с кредитованием, он вряд ли пойдет за ней в банк. С другой стороны, в теории все это возможно. «Евросеть», например, уже продает ОСАГО, чего кредитные организации пока не делают. Между тем у банков есть региональная сеть и хорошо обученный персонал.

– Вам не кажется, что подобные компании в какой-то мере переходят на территорию банков, зарабатывают комиссии там, где банки еще не сориентировались?

– Переходят и, думаю, будут делать это дальше. Например, на Западе Walmart имеют свои карты, расчетные центры, предоставляют достаточно много финансовых услуг у себя на кассе: кредитные линии, овердрафты, оплата мобильного, приобретение ОСАГО. В целом конкуренция никому не вредит, а только идет на пользу, подталкивает к развитию.

– Мы отмечаем, что вознаграждения за расчетное и кассовое обслуживание, которые получили НКО и РНКО, выросли на 24% в 1 полугодии 2014 года по сравнению с 1 полугодием 2013-го. Переманивают ли они клиентскую базу у банков?

– Мы работаем на одном рынке, так что некоторое перераспределение клиентского потока – это нормально. Однако я бы обратил большее внимание на таких игроков, как Walmart, которые действительно могут «переманить» клиентов, если начнут предлагать банковские услуги, работая со своей клиентской базой.

– Вы уже упомянули о картах для частных клиентов, а насколько карточные продукты сегодня востребованы среди предпринимателей? Например, зарплатные проекты и корпоративные карты для сотрудников?

– Безусловно, карточные продукты востребованы среди представителей МСБ. Правда, если мы говорим о микро- и малом бизнесе, индивидуальных предпринимателях, они, скорее, склонны использовать карты как физические лица. Это все равно удобно, поскольку деньги могут работать довольно быстро.[Н2]

Обострение конкуренции на рынке ДБО побуждает провайдеров интернет-банкинга вкладывать все больше средств в развитие инструментов управления личными финансами пользователя. Но нельзя экономить и на безопасности: с 1 января 2014 года банки обязаны компенсировать клиентам операции, совершенные без их согласия и информирования, что повысило риски мошенничества.

Рынок интернет-банкинга насыщается: доля онлайн-транзакций в общем объеме платежей ФЛ по-прежнему растет, но темп ее прироста замедляется. За 2013 год доля интернет-транзакций в количестве и объеме банковских платежей физлиц возросла до 35,3% и 15,3% соответственно. По сравнению с 2012 годом темп прироста количественной доли практически не изменился, а объемной – сократился на 6,8 п. п. Фаза массового внедрения интернет-банков пройдена, а провайдеры конкурируют на уровне функциональной оснащенности систем. В перспективе одного-двух лет тенденция замедления роста совокупного объема онлайн-платежей сохранится, но проникновению ДБО также поспособствуют субъективные факторы, такие как ограничение объема платежей с использованием электронных кошельков без идентификации клиентов.

Для обеспечения роста доли активных пользователей систем ДБО провайдеры дополняют их множеством функций, не связанных напрямую с осуществлением платежей. Ключевая установка – предоставить пользователю полный набор средств управления личными финансами.

В числе дополнительных функций – персональный бюджет, визуализация расходов, автоматические платежи по заданному графику. Финансами дополнительный функционал не ограничивается. Провайдеры ДБО предлагают интеграцию систем с популярными внешними сервисами (социальными сетями и видеохостингами) и обеспечивают возможность персонализации интерфейса пользователя.

Мультибанковская система HandyBank сохранила первенство в рейтинге за счет очень широкого функционала и высокого уровня защищенности, включающего автоматический анализ потенциально мошеннических действий.

Ужесточение законодательного регулирования рынка ДБО станет причиной дополнительных расходов провайдеров. С 1 января 2014 года банк обязан возместить клиенту сумму операции, совершенной без его согласия и информирования со стороны банка. Интернет-мошенники готовят новые схемы, а клиенты могут просто забыть сообщить банку о смене контактных данных.

Во избежание конфликтов рынку нужны новые законодательные инициативы, определяющие ответственность клиента как стороны информационного обмена, а системам ДБО – дополнительные инвестиции в безопасность.

Потенциал развития ДБО – приложения для мобильных платформ. В сегменте мобильного банкинга пока не достигнут полный охват рынка и спектра дистанционных банковских услуг. Передовики ДБО совершенствуют функционал облегченных версий систем, отстающие еще находятся в процессе выбора между собственными разработками и предложениями аутсорсинговых компаний.

Последние, по мнению «Эксперта РА», могут предложить оптимальные решения, внедрение которых поспособствует дальнейшему проникновению дистанционных банковских сервисов.

По прогнозам «Эксперта РА», объемная доля банковских транзакций физлиц через Интернет вырастет до уровня не ниже 18,5% по итогам 2014 года. Замедление темпов ее приростапродолжится на фоне насыщения рынка и смещения приоритетов части пользователей от базовых платежей к комплексному финансовому менеджменту. Конкуренция провайдеров при этом обострится. Одни решатся на полный перезапуск систем, другие попытаются соблюсти баланс между оптимизацией расходов и расширением спектра клиентоориентированных сервисов. В сфере приложений для мобильных платформ пока сохранится существенный потенциал роста рынка. Благодаря этому, а также на фоне постепенного покрытия отстающими провайдерами полного списка базовых платежей, количественная доля онлайн-транзакций не сбавит темп прироста. По итогам 2014 года «Эксперт РА» прогнозирует ее на уровне 40–41%.

Наличие доступа к ДБО через мобильные приложения не оказало влияния на рейтинг систем интернет-банкинга.

Удобство интерфейса, надежность банка и число зарегистрированных пользователей не оказывали влияние на место банка в рейтинге.

В анкетировании приняли участие 68 российских банков и две аутсорсинговых компании:

Популярность дистанционных банковских сервисов продолжает устойчиво расти, однако появились признаки постепенного насыщения рынка ДБО. В 2013 году 35,3% от общего количества банковских платежей клиентов-физлиц было совершено через сеть Интернет (рост на 4,9 п. п. по сравнению с 2012 годом). Доля данных транзакций в общем объеме платежей физлиц составила 15,3% (1,1 трлн рублей в абсолютном выражении) за 2013 год, превысив аналогичный показатель предыдущего года на 3,6 п. п. Темп прироста доли платежей через Интернет в количестве банковских транзакций физлиц практически не изменился, а в их совокупном объеме – замедлился (см. график 1). Небольшое снижение темпа прироста по сравнению с прошлым годом говорит о взрослении рынка услуг интернет-банкинга.

Дистанционное банковское обслуживание

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector