Тема 7. хозяйственная культура

Культурология как обязательная учебная дисциплина утвердилась в качестве важной составляющей социально-гуманитарного блока в системе российского высшего образования. К настоящему времени появилось немалое количество учебников и учебных пособий, в том числе и тех, что претендуют на соответствие Государственному образовательному стандарту. Однако процесс становления научного культурологического знания, даже в его основных, базовых аспектах, вряд ли можно считать завершенным. Скорее всего, именно этим объясняется значительный разброс в наборе категорий и тем, содержащихся в изданной учебной литературе (их выбор чаще всего обусловлен базовым образованием и предыдущей сферой деятельности авторов), а также прямую подмену предмета культурологии историей или философией культуры.

Особенностью последнего поколения образовательного стандарта является требование учета будущей профессиональной деятельности нынешних студентов. И действительно, даже на уровне “здравого смысла” понятно, что курс культурологии (как, впрочем, и социологии, и философии, и других курсов социально-гуманитарного блока) не должен быть одинаков для будущих инженеров и экономистов, журналистов и юристов. Между тем большинство имеющихся учебных изданий носит абстрактный характер, они не имеют конкретного адресата, и представляют культурологическое знание как бы “вообще”. В лучшем случае адресат обозначается как студент гуманитарных или негуманитарных специальностей. Определенным исключением является наш учебник для технических вузов, выдержавший несколько изданий1 . Именно широкая востребованность этой книги, а также собственная практика чтения курсов для студентов других специальностей послужили импульсом для подготовки данного учебного пособия.

Немаловажную роль сыграли также “признания” уже прослушавших курс студентов, выражавших удивление тем, что культурология, как оказывается, не “обязаловка” из учебного плана, культурология даже не просто интересна как знание, расширяющее кругозор и способствующее рефлексии, но она содержит множество ценных для практической профессиональной деятельности сведений, знание которых безусловно влияет на уровень профессиональной культуры, способствует достижению личного успеха в карьере. Особенно хорошо это понимают те студенты, которые уже имеют практику трудовой деятельности, и те, кто вынуждены совмещать учебу и работу, обучаясь даже на дневных отделениях вузов.

Российская система образования традиционно ориентирована на подготовку к профессиональной деятельности, даже в той части, где речь идет о бакалавриате. Как известно, профессиональный комплекс уходит корнями в античную древность и Средние века, особенно там, где речь идет о деятельности священнослужителей, юристов и медиков. Однако с тех пор, как во главу угла в конце Х1Х века была поставлена научная компетентность — сначала в юриспруденции и медицине, затем в инженерном деле, как и в областях социально-поведенческого цикла — требуемой для профессиональной деятельности компетентности достигают только с помощью продвинутого образования, которое можно получить лишь в современном университете.

В чем же ценность культурологического знания для современного профессионала? Мы сформулируем два универсальных фактора значимости культурологии для университетского образования вне зависимости от выбранной специальности.

Первый связан с общими процессами инкультурации личности, которая протекает на протяжении всей жизни человека, но все же особенно интенсивно — в университетские годы, когда высока концентрация интеллектуальной информации, нуждающейся в отборе, рефлексии, усвоении. Принято говорить о необходимости социализации, то есть, включения человека в систему норм и ценностей своего общества. Эту функцию также выполняет университетское образование, давая молодым людям такой важный инструмент, как профессиональные знания, но содержание личности не ограничивается ее социальным срезом. За пределами остается эмоциональная сфера жизни, потребности в дружбе, любви, взаимопонимании, эстетические предпочтения, и многое другое, что не поддается рациональному анализу, но является неотъемлемым свойством ментальности личности, индивидуальной картины мира.

Культурология, которая имеет не только социальную, но и гуманитарную составляющую в своем предметном поле, способствует осмыслению человеком своего места в культурной системе, что придает личности внутреннюю устойчивость, помогает в выборе ценностных ориентиров, облегчает процессы межличностного взаимодействия.

Второй фактор значимости культурологии связан с широким смыслом понятия культуры. Культуры не только как специальной сферы жизни общества, когда имеются в виду культурные ценности, но и как ценностной, нормативной и символической составляющей содержания любой другой сферы деятельности людей. Именно это имеется в виду, когда говорят о хозяйственной культуре, правовой культуре, политической культуре, информационной культуре и т.п.

Чем же отличается понятие экономической, или хозяйственной культуры от понятия экономической деятельности? В первом случае общество может быть гарантировано от принятия не просто некомпетентных решений, но решений, цена которых неприемлема для общества, недопустима с точки зрения не только сиюминутной эффективности, она рассчитана по критерию минимизации негативных последствий (как ближайших, так и долгосрочных) для объектов принимаемой экономической программы. То есть, следует уметь прогнозировать, какая именно часть населения больше всех пострадает, какие пути для разрешения критических ситуаций у нее имеются, какова программа поддержки для тех, кто не справится с “экономическим шоком”, как это отразится на генерации, вступающей в профессиональную деятельность, как изменится структура профессиональной занятости и т.п. и т.п. И если проекты создаются людьми экономической культуры, а не просто “профессионалами-деятелями”, то они обязаны ответить на эти вопросы. Формированию социокультурной компетентности и способствует культурология.

Таким образом, решение, принятое в ситуации профессиональной экономической культуры, когда осознаны не только утилитарные мотивы и цели деятельности, но и смыслы ее в историко-культурном контексте, создает в обществе гарантии социальной безопасности.

Обозначим также значимость культурологического знания для современного российского общества в целом.

Очевидно, что роль культурологии особенно возрастает в периоды усложнения, дестабилизации ситуации, усиления тревожности в обществе. Как правило, следствием такого состояния общества становится маргинализация не только отдельных людей, но и целых социальных групп, утрачивающих свою социальную идентичность вследствие резких изменений социально-экономической структуры общества. Культурология способствует осмыслению и переосмыслению соотношения культурных традиций и инноваций, роли норм и ценностей, образцов и способов поведения, позволяет посредством инкультурации удерживать общество в рамках позитивного социального бытия.

Именно этими факторами значимости обусловлены акцентировка и отбор текстов данного пособия. Оно рассчитано на студентов экономических и юридических специальностей — как в части лекционного материала, так и в части хрестоматийного. Классические тексты С. Булгакова и М. Вебера сопровождаются вопросами для самоконтроля, которые выделены жирным шрифтом.

Мы, однако, обращаем внимание читателя на то, что пособие не заменяет нашего учебника по культурологии, а дополняет его, и это означает, что там, где речь идет о базовых темах курса, следует использовать материал учебника.

Реформы культуры, быта первой четверти XVIII века. Историки об эпохе Петра I. Видеоурок по истории

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector