Тема 6. архитектура рубежа веков

Архитектуре конца XX и рубежа XX и XXI вв. присущ ряд особенностей, которые являются прямым следствием тенденции развития зодчества предшествующих десятилетий. Однако реальное воплощение в строительстве они получили только в конце века. Эти тенденции охватывают весь спектр архитектурной деятельности – градостроительство, типологию, эстетику.

В градостроительстве реализована смена модели развития городов – с экстенсивной на интенсивную. Это привело к росту объемов так называемого «внутригородского» строительства с масштабными работами по санированию и реконструкции исторической застройки. Растет объем индивидуального проектирования, так как типовые объекты трудно вписать в стесненные условия городской застройки; соответственно уменьшается объем применения полносборных железобетонных конструкций, которые вытесняются железобетонными монолитными, сборно-монолитными или металлическими.

Активная управленческая и финансовая деятельность, сосредоточенная в крупнейших городах, привела к градостроительной реконструкции объектов, в которых реализуется деловая активность, — формированию деловых центров с многочисленными многоэтажными и высотными офисами. Эти комплексы «коммерческой архитектуры» размещаются на участках, близких к историческому ядру города. Таков, например, «Фронт Се-

ны» (арх. Р. Лопез, А. Потье, М. Пру) в левобережной части Парижа или застройка офисами финансового центра набережной Гудзона в Нью-Йорке (арх. С. Пелли). Чаще всего такие комплексы воспринимаются как «вставная челюсть» в исторической панораме города. Более продуманным, не нарушающим гармонию исторической застройки, стало продолжавшееся около 20 лет создание нового делового района Парижа – Дефанс, отстоящего от центра на 15 км, но связанного с ним надземными и подземными скоростными транспортными связями. Большим достоинством проекта Дефанса является его многофункциональность (офисы, жилье, гостиницы, торговля, индустрия развлечений и др.).

К удачным компромиссным решениям делового центра при его расположении в историческом ядре следует отнести реконструкцию Фридрихштрассе в Берлине. Это сильно разрушенная во время войны одна из центральных и любимых берлинцами улиц была омертвлена в послевоенные десятилетия пересекавшей ее Берлинской стеной. Правительство ГДР приступило к ее реконструкции только на исходе 80-х гг., и завершено оно к концу 90-х гг. уже в объединенной Германии по новым проектам, к разработке которых были привлечены ведущие архитекторы и проектные фирмы ФРГ и других стран (О. Унгерс, Й. Клейхус, Ж. Нувель, американская фирма СОМ и др.). Радикально реконструируя застройку, проектировщики бережно сохранили ее основные параметры: ширину магистрали и этажность. При этом они резко повысили интенсивность использования территории за счет освоения подземного пространства (оно решено в три – четыре уровня и простирается на всю площадь кварталов при их наземной обстройке только по контуру).

В типологии зданий на рубеже веков сформировались и были реализованы ряд новаций, основные из которых являются следствием поисков многофункциональности зданий и сооружений. Самым масштабным среди них стало формирование «архитектуры больших пространств» или «сверхзданий».

Феномен «больших пространств» начал формироваться в 70-е гг., первоначально в виде крупных крытых атриумов зданий гостиниц и офисов (арх. Д. Портмен), ряда многофункциональных зданий и, наконец, громадных сооружений типа «город входит в дом» со всеми его элементами; магазинами, кафе, ресторанами, кинозалами, залами для игр и т.п.

Возник и быстро приобрел популярность более скромный тип общественного здания – аква-парк. В отличие от давно сложившегося чисто спортивного здания крытого плавательного бассейна, аква-парк многофункционален; спорт, развлечения, игры, образование (изучение водной флоры и фауны в процессе игры).

Естественно, пересмотру подвергалась и самая массовая отрасль архитектуры – архитектура жилища. Здесь грандиозные многоэтажные полносборные комплексы уступили место более соответствующей интимности жилища плотно-низкой (в 2 – 4 этажа) застройке с традиционными, полносборными или сборно-монолитными конструкциями, а свободная планировка застройки – регулярной с замкнутыми или полузамкнутыми небольшими дворовыми пространствами.

В эстетическом отношении архитектура на рубеже веков плюралистична. Отшумела яростная борьба за становление принципов Современного достижения, столь же яростное их отношение после почти одновременного ухода из жизни его корифеев в 60 – 70-е гг. (Ле Корбюзье, В. Гропиуса, Миса ван дер Роэ), утратил прелесть новизны и сменивший модернизм постмодернизм. В современной проектно-строительной практике сравнительно мирно сосуществуют неомодернизм, неоэкспрессионизм, хай-тек, постмодернизм, декон и другие направления при явном количественном преобладании неомодернизма.

Эстетический плюрализм при высоком уровне строительной техники конца века позволяет зодчим уходить от строгости концепции модернизма и структурализма и вводить в архитектурные композиции элемент «игры».

Виртуозные возможности современной строительной техники позволяют «игриво» относится к принципам тектоники: проектировать явно атектонические (визуально) сооружения, либо представлять тектонические элементы чисто символически. Это легко оценить сопоставляя композиции зданий крытой спортивной арены г. Такмацу в Японии (арх. К. Танге, 1962 – 64 гг.), которое называют по образной ассоциации «баркой», с возведенным в конце века в Лондоне многоэтажным офисом, называемым «Ноевым ковчегом». В обоих случаях здания имеют характерный сужающийся книзу силуэт лодки, установленной на суше и удерживаемой в равновесии внешними опорами. Но, если в Такмацу это мощные опоры, действительно воспринимающие нагрузку от здания и образно отражающие «игру сил» в сооружении, то в лондонском объекте все нагрузки воспринимает внутренний каркас здания, а внешние наклонные опоры ничего не несут, соответственно весьма «худосочны» и являются по сути игровыми, «знаковым» элементом фальшивой тектоники.

Нельзя не упомянуть, что к концу века возрастает влияние массовой культуры на творчество даже выдающихся мастеров.

В архитектурную композицию включаются не присущие ей элементы натурализма и кича.

Известный архитектор Ф. Гери в композиции здания рекламного центра в г. Венеция (Калифорния) включает центральный портал (он же въезд в подземный паркинг) в виде увеличенной в десятки раз модели би-

нокля, а в комплексе олимпийской гостиницы в Барселоне – макет гигантской рыбы, парящей над зданием, рядом с Бальбао деконструктивистским зданием музея С. Гуггенхейма стоит превышающий высоту здания одернованный и засаженный цветочками макет сидящей собаки, выполненный американским мастером кича Д. Куинсом. В Берлине в композицию нового здания технического музея, возведенного в 1999 г. в стиле хай-тек Й. Ганцем, включен макет самолета. Это обстоятельство вызывает грустную оценку своего творчества ведущими мастерами.

Однако, далеко не все так безнадежно. Архитектура, как говорил В. Гропиус, не заканчивается – она лишь непрерывно меняется. Влияют на ее развитие эволюция социальных основ, новой техники, разных, иногда, казалось бы, забытых архитектурных течений.

Вопросы для самопроверки:

1. Каковы особенности стилевой направленности архитектуры на современном этапе?

2. Что такое интенсивный путь развития городов?

3. Что такое «архитектура больших пространств»?

Парадоксы авангарда. Передача 6. Архитектура рубежа XIX-XX веков. Стиль модерн


Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: