Развитие личности. Ребенок как субъект и объект педагогического процесса.
1. Ваше познание: человек, личность, индивид, индивидуальность.
2. Формирование личности школьников различных возрастов.
3. Внутренние и внешние факторы развития ребенка (наследственность, среда, воспитание).
4. Сотрудничество биологических и социальных факторов развития детей.
5. Тяжёлые дети.
6. Одаренные дети.
7. В то время, когда у человека появляется право на субъектность?
8. В чем проявляется внутренняя активность личности в педагогическом ходе?
9. ______________________________________ваш вариант темы.
Тезисы выступления на семинаре: -:вступление (из-за чего тема актуальна?)
— Тезис 1. о чем идет обращение? (понятия, теоремы)
-Тезис 2. в чем сущность неприятности?
— Тезис 3. что думаете по существу темы, что предлагаете?
По результатам изучения темы вы должны знать:
— структуру личности человека, его анатомо – физиологические, психологические, качества и социальные свойства;
— закономерности развития и движущие силы ребенка и формирование его личности;
— половозрастные и личные изюминки детей и подростков, специфику их проявления в различных социальных обстановках развития;
— внутренние и внешние факторы развития человека, особенности их влияния на формирование личности на различных возрастных этапах, при различных событиях.
Литература
Конвенция о правах ребенка // Педагогика. – 1991. — № 10. – С. 3-13.
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания //Ананьев Б.Г. Избр. Псих. труды: В 2 . – М.,1980. – Т. 1.
Вульфов Б.З. Базы педагогики в лекциях, обстановках, источниках. – М., 1997
Гессен С.И. Базы педагогики. Введение в прикладную философию. – М., 1995.
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.:ИНТОР, 1999.
Зеньковский В. Психология детства: Учебн. пособие для институтов. – М.: Академия, 1999.
Корчак Я. Педагогическое наследие. – М.: Педагогика, 1991.
Крайг Г. Психология развития. – СПб: Питер, 2000.
Пиаже Ж. мышление и Речь ребенка. – СПб., 2001.
Подласый И.П. Педагогика. – М.,1996.
Снайдер М. и др. Ребенок как личность. – М.; СПб.: Суть – Гармония, 2001.
Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии: В 2 т. – М., 1974.
Выполнить тестовое задание в рамках КСР.
ЛИЧНОСТЬ
Цель: Мочь обрисовать — неспециализированную структуру личности с позиций роли биологических и социальных факторов ее становления; — мочь выделять в поведенческих проявлениях человека врожденные и купленные особенности.
Главные понятия: личность, индивид, иерархическая структура личности, темперамент, темперамент, способности, направленность личности, социализация, социальная роль.
Информационный материал Личность определяется как: а) системное уровень качества индивида, определяемое его включенностью в публичные отношения и проявляющееся в общении и совместной деятельности; б) субъект социальных сознательной деятельности и отношений.
В момент рождения ребенок еще не есть личностью. Он всего лишь индивид. Индивидом именуется человек как представитель вида, продукт филогенетического и онтогенетического развития. Дабы сделаться личностью человек обязан пройти определенный путь развития. Непременным условием этого развития являются: 1) биологические, генетически заданные предпосылки, 2) наличие социальной среды, мира людской, с которым ребенок взаимодействует. Ребенок, не взаимодействующий с социальной средой еще не человек в собственном смысле слова, а, по выражению А. Пьерона, лишь «кандидат в человеки». Любая личность владеет совокупностью внутренних качеств, особенностей, каковые составляют ее точки зрения ее структуры; — с позиций ее сотрудничества с окружающими, структуру. Подойти к задаче чёрта личности возможно неоднозначным образом: — с общения с другими людьми. Иерархическая концепция структуры личности К.К. Платонова есть самый распространенной ( не смотря на то, что и далеко не единственной). В ней особенности личности сгруппированы в иерархически расположенные подструктуры по степени влияния на их формирование биологических (генетических) и социальных (купленных в культуре) качеств (см. таблицу 1).
Таблица 1.
Структура личности (К.К. Платонов)
Современный образовательный контент. Базы педагогического дизайна