Тема 4. современная информация и ее виды

Информация (лат. informatio – «разъяснение, изложение») – это сведения или сообщение о чем-либо. Выделяют информацию библиографическую и научную.

Библиографическая информация (БИ) – это вторичная информация, т.е. информация о документах, необходимая для идентификации и истолкования. Другими словами, это информация о том, где (в каких источниках) содержится известное знание. Ее можно также определить как совокупность сведений, включаемых в библиографическое описание научного документа. Такое описание предполагает отражение сведений об авторе, заголовке, месте издания, годе издания научной работы и т.п. Таким образом, библиографическое описание – это совокупность библиографических сведений о работе, приведенных по определенным правилам и необходимых и достаточных для общей его характеристики и идентификации. Однако библиографическая информация – это не просто сведения, а сведения о документах. В ее создании участвуют люди (специалисты-библиографы) и используют ее тоже люди различных возрастных категорий, с разными интересами и уровнем подготовки, причем в разных целях.

Научная информация– это информация о самом содержании уже известного знания, совокупность сведений об объектах и процессах действительности, являющихся предметом систематического изучения и представленных в перцептивной и рациональной форме (перцепция – «психическое восприятие, непосредственное отражение объективной действительности органами чувств»; рациональный – «разумно обоснованный, целесообразный»).

Виды научной информации.Различают несколько классификаций научной информации, выделяемых по различным основаниям.

1.По степени аналитико-синтетической переработки информации:

– первичная, представляющая собой непосредственные результаты научно-исследовательской работы, например, статья, монография;

– вторичная, которая является результатом аналитико-синтетической переработки первичной информации, содержащейся в одной научном документе (например, реферат, аннотация и т.п.);

– третичная, т.е. обобщение существенной первичной информации, содержащейся в нескольких научных документах, для выделения главных моментов проблемы, например, в виде аналитического обзора.

2. По назначению:

– массовая, предназначенная для всех;

– специальная, предназначенная только для специалистов.

3. По способу опубликования:

– опубликованная;

– неопубликованная.

4. По предметной области:

– биологическая;

– историческая;

– медицинская;

– педагогическая;

– психологическая;

– лингвистическая; и т.п.

5. По содержанию (внутри предметной области):

– информация о научных фактах (класс А);

– информация о научных гипотезах, концепциях, теориях, которая объясняет и объединяет некоторую совокупность научных фактов и связей между ними (класс В);

– информация, которая объединяет некоторую совокупность научных фактов, гипотез, концепций, теорий, образующая основу данной науки или области знания (класс С);

– информация, которая отображает общий подход к познанию в некоторой области знания, т.е. это информация методологического характера (класс Д).

6. По уровню подробности информации об имеющихся в науке знаниях:

– информация об общих подходах, имеющихся трактовках и позициях авторов, работающих по теме исследования (информация 1 уровня подробности);

– более детальная информация об основных принципах, положениях и методах работы автора в разработке темы исследования (информация 2 уровня);

– детальная информация обо всех тонкостях позиций авторов, обоснований и доказательств полученных ими теоретических и экспериментальных данных (информация 3 уровня).

7. По типу важности для исследователя, т.е. по субъективному критерию:

– релевантная информация, которая отвечает на информационный запрос исследователя по некоторой интересующей его теме (релевантный (англ. «существенный») – «способный служить для различения языковых единиц»; релевантность – «смысловое соответствие между информационным запросом и полученным сообщением»);

– пертинентная информация (нет в словаре). Как правило, исследователя интересуют лишь отдельные аспекты определенной темы. Поэтому пертинентная информация – это информация, которая описывает конкретные проблемы исследования, т.е. отвечает на непосредственную информационную потребность исследователя. Именно в этой информации, прежде всего, заинтересован исследователь в процессе информационного поиска;

– прототипная информация (прототип – «прообраз, первоначальный образец кого-, чего-л.»). Не вся пертинентная информация, собранная исследователем, будет положена им в основу его работы, т.к. одна и та же научная проблема может решаться с позиций различных школ, течений, направлений. Поэтому прототипная информация – это научная информация, на которую непосредственно опирается в своей работе исследователь и по отношению к которой он получает в ходе своего исследования новую научную информацию.

Информация и ее свойства | Информатика 7 класс #2 | Инфоурок

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector