Развитие связной речи детей – главная задача детского сада. Понятие связной речи. Основные формы связной речи (диалогическая и монологическая). Развитие функций и форм связной речи на протяжении дошкольного детства.
Задачи развития связной речи. Содержание работы по развитию связной речи в разных возрастных группах: формирование навыков и умений слушания и понимания речи, обращенной к ребенку; формирование способов выражения мысли; формирование навыков общения.
Методика обучения диалогической речи детей дошкольного возраста: разговор с детьми, чтение литературных произведений, словесные поручения, речевые ситуации, сюжетно-ролевые игры, игры-инсценировки, игры-драматизации и др.
Беседа как метод формирования диалогической речи. Образовательное и воспитательное значение бесед в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Виды бесед и их цель. Выбор тематики и определение содержания бесед. Подготовка детей к беседе. Методика проведения обобщающих бесед. Руководство умственной и речевой активностью детей в ходе беседы. Использование различных типов вопросов и требования к ним. Наглядный и литературно-художественный материал, их роль и место в структуре беседы. Обучение детей умению задавать вопросы. Требования к ответам детей. Развитие мышления у детей и умения самостоятельно формулировать ответы на вопросы в ходе бесед. Развитие элементарной речи — доказательства.
Развитие монологической речи детей. Развитие мышления детей – условие овладения рассказыванием. Виды детских рассказов, их классификация. Описательные и сюжетные рассказы, их структура. Особенности усвоения детьми описаний и сюжетных рассказов. Приёмы обучения рассказыванию. Виды занятий по обучению детей рассказыванию. Последовательность введения различных видов детского рассказывания.
Обучение детей рассказыванию с использованием наглядных средств (об игрушке, предмете, рассказы по картине).
Методика обучения рассказыванию о предмете, игрушке. Обучение детей описанию предметов и игрушек. Особенности познавательной деятельности детей при создании описательных рассказов. Содержание описательных рассказов в разных возрастных группах. Опора на сенсорный опыт ребенка. Использование средств художественной выразительности в разных возрастных группах. Особенности приемов обучения этому виду рассказывания. Метод моделирования в обучении дошкольников описанию.
Придумывание сюжетных рассказов об игрушке. Инсценировка рассказа с помощью игрушек как первоначальный прием обучения. Сюжетные рассказы об отдельных игрушках. Роль вопросов, образца, плана и оценки как приемов обучения.
Методика обучения рассказыванию по картине. Особенности восприятия и понимания детьми предметных и сюжетных картин. Требования к отбору картин для рассказывания. Необходимость предварительного рассматривания картин с детьми. Своеобразие методики обучения детей описательным рассказам по предметной и пейзажной картинам. Приёмы обучения сюжетным рассказам. Вопросы, направленные на понимание содержания картин и установление связей, на поиск лучших форм для отображения содержания, наиболее достоверных и выразительных слов. Образец рассказа педагога, оценка детских рассказов. Опора на опыт детей. Освоение детьми формы рассказа, последовательности в изложении событий. Структура занятий. Приемы обучения рассказыванию по серии сюжетных картин.
Рассказы детей из опыта в различных возрастных группах, их роль в развитии связной монологической речи. Организация детского опыта, отбор тематики для рассказывания в разных возрастных группах. Приемы обучения, направленные на освоение содержания и формы рассказа. Руководство в ходе рассказывания. Структура занятий. Составление писем с детьми, обсуждение и отбор содержания письма и формы выражения мысли. Приемы руководства.
Усложнение требований к сюжетным и описательным рассказам (к их содержанию и структуре) в разных возрастных группах. Пути преодоления ситуативности речи детей при рассказывании.
Пересказ литературных произведений. Особенности умственной деятельности в ходе пересказа. Зависимость пересказа от особенностей понимания содержания литературного произведения и его художественной формы. Отбор литературных произведений для пересказов. Усложнение требований к пересказам детей в разных возрастных группах. Приемы обучения пересказам. Роль метода моделирования в обучении пересказу. Структура занятий.
Обучение творческому рассказыванию. Опора на разнообразный опыт детей и навыки рассказывания. Развитие самостоятельности и творческих представлений детей в ходе рассказывания. Приемы обучения, направленные на самостоятельное определение содержания рассказывания, на освоение его формы, средств художественной выразительности, развитие творческой инициативы, самостоятельности. Взаимодействие творческих и учебных задач при обучении детей рассказыванию. Структура занятий. Использование метода моделирования в обучении творческому рассказыванию.
Использование дидактических игр в обучении детей связной речи. Закрепление умений связной речи в повседневной жизни. Развитие навыков связной речи на разных занятиях, в играх, труде, в быту.
Гущина У.В.Методика развития речи детей дошкольного возраста.Обучение дошкольников связной речи
Похожие статьи:
- Развитие восприятия у детей дошкольного и младшего школьного возраста
- Развитие познавательной сферы у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности.
- Основные направления коррекционной логопедической работы по развитию диалогической речи у детей дошкольного возраста с онр