Тема 3. плановые расчеты и показатели. система планов предприятия и их взаимосвязь

В условиях рынка на предприятиях действует система взаимосвязанных планово-экономических показателей и механизмов, определяющих конечный результат любой производственной, финансовой, трудовой и других видов деятельности. Они выполняют важную регулирующую роль в производстве и предпринимательстве.

Определяемые предприятиями цели и задачи должны иметь четко выраженное числовое значение, которое является ориентиром для контроля достижения данных целей. Величина данных показателей определяется не произвольно а определяется на основе плановых расчетов. Плановыми расчетами называются процесс и результат определения величины тех или иных показателей, которые должны и могут быть достигнуты предприятием за определенный период времени.

При осуществлении плановых расчетов учитываются различные показатели внутренней и внешней среды предприятия. Во внутренней среде учитываются такие показатели как производительность оборудования и персонала, наличие необходимых финансовых ресурсов и технологий и др. Во внешней среде учитываются такие показатели, как спрос на данную продукцию или услуги, предложение конкурентов, возможные законодательные ограничения и др.

Неопределенность внешней среды предприятия в условиях рынка ведет к тому, что невозможно достаточно точно определить возможные будущие условия, зависящие от множества весьма изменчивых факторов. Это обуславливает сложность планирования конечных показателей.

Плановые показатели – это конкретные планировавшиеся показатели деятельности организации, достигнутые в различных функциональных областях к определенному моменту времени.

Следует отметить, что плановые расчеты и плановые показатели далеко не всегда совпадают. При благоприятных условиях плановые показатели могут превосходить плановые расчеты и наоборот.

Главными конечными результатами деятельности предприятий выступают различные финансовые показатели, отражающие, прежде всего, доходность и прибыльность предприятия. На их величину оказывают влияние многие производственные, трудовые, социальные, экономические и иные промежуточные показатели.

Все основные плановые показатели принято группировать по таким направлениям деятельности предприятия, как производство и освоение новой продукции, труд и социальное развитие, материально-техническое обеспечение, инвестирование, финансы, реклама, кредитование и др.

Каждый из названных плановых показателей является не только промежуточным с точки зрения финансовых результатов, но и конечным для своей стадии производства или функции планирования.

Все плановые показатели предприятия являются взаимосвязанной системой, которая реализуется в рамках единого плана предприятия. Механизм взаимодействия основных плановых показателей должен быть взаимоувязан не только по различным видам деятельности предприятия, но и по всем стадиям производства, а также времени действия планов.

Система планов экономической организации.

Деятельность, связанную с планированием, можно разделить на несколько основных этапов:

1. Процесс составления планов, или непосредственный процесс планирования, то есть принятие решений о будущих целях организации и способах их достижения. Результатом процесса планирования является система планов.

2. Деятельность по осуществлению плановых решений. Результатами этой деятельности являются реальные показатели деятельности организации.

3. Контроль результатов. На этом этапе происходит сравнение реальных результатов с плановыми показателями, а также создание предпосылок для корректировки действий организации в нужном направлении. Несмотря на то, что контроль является последним этапом плановой деятельности, его значение очень велико, поскольку именно контроль устанавливает эффективность планового процесса в организации.

Таким образом,процесс планирования является первым этапом общей деятельности фирмы.

Процесс планирования сложен и разнообразен. Этим определяется комплексный характер системы планов, которую можно разделить на следующие элементы.

1. Стратегический план, по-другому называемый генеральным планом фирмы (часто составляется на 5 лет вперед).

2. Общефирменные планы, составленные в продолжение стратегического плана и определяющие главные задачи развития организации. Основу этих планов составляет план развития.

3. Оперативные планы организации:

O общефирменные планы текущей деятельности, так называемые хозяйственные планы, или планы прибыли, рассчитываются на один год. С помощью планов текущей деятельности товары и услуги производятся и поставляются на рынок;

O текущие планы подразделений, в том числе бюджетные, дополняют общефирменные планы текущей деятельности.

4. Помимо планов результатами процесса планирования являются программы (или планы-программы) и проекты.

Стратегический план включает в себя видение и миссию, общие цели, определяющие место организации в будущем, выбранные стратегии действий. Составной частью стратегического плана является политика организации. В стратегический план входят глобальные программы организации.

Стратегический план является ориентиром для принятия решений на более низких уровнях; общие цели организации, определенные в стратегическом плане, конкретизируются в цели текущей деятельности, называемые задачами. Кроме того, стратегический план является ограничителем для планов более низких уровней, поскольку ограничивает число ресурсов, необходимых для решения задач оперативного планирования.

Планы действий любой организации можно охарактеризовать либо как наступательные, либо как оборонительные. Наступательные планы предполагают развитие организации: производство новых товаров и услуг, выход на новые рынки сбыта, завоевание конкурентного превосходства. Наступательные планы обычно создают крупные, обладающие высоким экономическим потенциалом фирмы.

Средние и мелкие фирмы во многих случаях довольствуются оборонительными планами, нацеленными на удержание своих позиций на рынке и предупреждение банкротства фирмы.

План развития организации, являясь выражением наступательных планов, включает в себя комплекс мероприятий, необходимых для создания новых сфер деятельности фирмы. План развития должен определять пути выхода на новые позиции и уметь давать ответы на следующие вопросы.

O Каковы будут условия спроса в будущем, каких товаров и услуг будут ждать потребители от данной экономической организации?

O Каков должен быть характер внутренних элементов организации, необходимый для ее развития?

O Какими новыми видами продукции должна быть дополнена номенклатура предприятия или же какая часть основной продукции должна быть заменена новыми товарами и услугами?

O Каковы должны быть методы предупреждения ошибок при вложениях капитала и разработке новой продукции?

O Каков должен быть диапазон экономических ресурсов, нужный для производства новых товаров и услуг?

O Каковы должны быть организационные способы создания новых производств: будет ли это поглощение в форме скупки (аквизиций) других предприятий, слияние с организациями, производящими нужные продукты, или создание новых производств собственными силами, путем проведения научных исследований и разработок и осуществления предпринимательских проектов.

Чаще всего план развития оформляется в виде бизнес-плана.

Вариантом оборонительных планов является ликвидационный план. Ликвидационный план включает в себя рекомендации по избавлению от не нужных организации элементов, то есть от таких , элементов, которые создают препятствия на пути ее развития. Это могут быть конкретные виды убыточных или низкорентабельных товаров и услуг, неэффективно работающая собственность, отдельные организационные единицы.

Характерной для экономической организации является разработка программ и проектов.

Программы обычно определяют развитие одного из важных аспектов жизни экономической организации. Это могут быть программы по совершенствованию технологии, программы организации контроля качества, программы учета движения запасов и другие.

Проекты отличаются от программ тем, что, ориентируясь на определенный аспект жизнедеятельности и развития организации, они имеют установленную стоимость, график выполнения, включают технические и финансовые параметры, то есть отличаются высоким уровнем конкретной проработки. Обычно проекты бывают связаны с созданием и продвижением на рынок новых продуктов и услуг фирмы.

Кроме указанных видов плановых документов организация должна составитьвспомогательные планы, которые нужны для лучшей организации планирования на предприятиях: план организации планирования, планы действий при непредвиденных обстоятельствах, программы обратной связи, программы оценки планов.

Виды бизнес-планов


Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: