Тема 11. проектирование услуг в социально-культурном сервисе и туризме

Cоциокультурное проектирование — это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей.

Чтобы до конца понять суть проектирования, нужно соотнести его с понятиями, которые являются близкими ему по смыслу и значению. Среди них: предвидение, прогнозирование, программирование, моделирование, планирование.

Прогнозирование (от греческого слова prognose – предвидение, предсказание), разработка прогноза – вероятного суждения о состоянии какого-либо явления в будущем; в узком значении – специальное научное исследование перспектив развития какого-либо явления, преимущественно с количественными оценками и с указанием более или менее определенных сроков изменения этого явления. Прогнозирование как одна из форм предвидения научного в социальной сфере находится во взаимосвязи с целеполаганием, планированием, программированием, проектированием, управлением. Там, где объекты неуправляемы (особенно в естественных науках), имеет место безусловное предсказание с целью приспособить действия к ожидаемому состоянию объекта. Но нередко (особенно в общественных науках) обратная связь приводит к самоосуществлению или саморазрушению прогноза путем действий с учетом последнего. Так, предсказание успеха может вызвать мобилизацию сил, воодушевление, а предсказание катастрофы способно вызвать панику и обострить ситуацию, но может вызвать своевременное вмешательство и ликвидацию угрозы.

Отсюда методологическая ориентация прогнозирования управляемых (большей частью социальных) явлений на оценку вероятного (при условии заранее заданных норм) состояние объекта с целью оптимизации принимаемых решений.

Прогнозирование основывается на выявлении закономерностей развития явления или события, когда известны причины его зарождения, формы функционирования и ход развития. А предвидение — в узком смысле — предсказание, в более широком — это предпочтительное знание о событиях или явлениях, которые существуют, но не зафиксированы в наличном опыте. Предвидение может быть простым предвосхищением, предугадыванием, основанным на биологических и психофизиологических способностях (начальная ступень), и собственно предвидением (высшая ступень) — человеческим представлением о будущей судьбе самого себя, своих качеств, своего окружения и ближайшей контактной микросреды.

Таким образом, и прогнозирование, и предвидение относятся к уже существующему явлению, описывают тот или иной вариант его будущего.

Программирование – разработка нормативной стороны изменений, то есть обязательное определение целей, задач, цикла мероприятий.

Программирование – более широкое понятие, чем проектирование. Проект иногда рассматривается как часть программы.

Моделирование — исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей; использование моделей для определения или уточнения характеристик и рационализации способов построения вновь конструируемых объектов.

Слово модель происходит от слова modulus — мера, образец. Оно имеет множество значений и оттенков и используется как в профессиональной и научной деятельности, так и в обыденной жизни.

научных исследованиях модель — это созданный человеком искусственный объект или явление, отображающий основные свойства реального объекта или явления. Исследуя свойства модели, человек получает новые знания о реальном объекте или явлении.

При обучении модель используется как средство наглядности для получения знаний о реальном объекте, например, модели станков, механизмов, приборов и др.

В строительстве модели используются в качестве архитектурных проектов, выполненных в определенном масштабе и используемых с древнейших времен. Стоимость модели несравненно меньше стоимости реального строительного объекта, однако, хорошо исполненная модель дает прекрасное пространственное представление о предстоящем строительном объекте, о его архитектуре и, следовательно, о целесообразности его строительства.

В самолетостроении модели играют еще большую роль. Известно, что будущий самолет изготавливают в уменьшенном масштабе, сохраняя при этом средний объемный вес, затем продувают в аэродинамической трубе и по полученным данным дают заключение о целесообразности дальнейших работ, тем самым значительно экономя материальные и интеллектуальные средства.

Модели строятся на основе аналогий и теории подобия. Одним из первых теорию подобия применил на практике изобретатель И.П. Кулибин при постройке арочного моста в Петербурге. Он построил модель этого моста и заметил, что при изменении масштаба модели условия работы (в данном случае нагружения) её деталей изменяются непропорционально.

Изучение работоспособности объекта на моделях называется моделированием.

По сути, моделирование — база любого научного исследования — как теоретически (используются различного рода знаковые, абстрактные модели), так и экспериментально (используются предметные модели). Моделирование может быть этапом на пути проектирования, методом оценки эффективности будущего результата проекта.

Конструирование — это разработка графической модели технического устройства, по которой возможна материализация создаваемого устройства путем изготовления его в производственных условиях.

Слово конструирование происходит от латинского слова construire — строить, создавать, сооружать. Обозначает процесс создания нового устройства в виде материального предмета, пригодного для практического пользования.

Планирование — научно и практически обоснованное определение целей, выявление задач, сроков, темпов и пропорций развития того или иного явления, его реализации и претворения в интересах общества. Это разработка планов экономического и социального развития, а также комплекса практических мер по их выполнению.

В отличие от проектирования планирование прописывает все максимально детально.

В той или иной степени все приведенные понятия соотносятся с проектированием. Все понятия конкретизируют одно – взгляд в будущее, но одни из них более конкретно, другие – менее.

Особенностью и преимуществом проектирования является то, что оно сочетает в себе нормативный и диагностический подходы, характерные для программирования и планирования. Но при разработке программы акцентируется нормативная сторона изменений, т. е. образ «должного» доминирует над диагнозом ситуации и реальной оценкой имеющихся ресурсов, поэтому общая стратегия программы оказывается слишком абстрактной. Методика планирования же, наоборот, слишком детально предписывает цели, результаты и способы деятельности. В отличие от них проектное решение не имеет ярко выраженного директивного или отчетного характера, т. е. не является нормативным документом в строгом смысле, который включает перечень намечаемых на перспективу мероприятий и ожидаемых от них результатов. Формируя модели и образцы решения конкретных социально значимых проблем, проектирование обеспечивает научно обоснованные управленческие мероприятия, способствующие разрешению конкретной ситуации. Гармонично совмещая сугубо нормативный и диагностический аспекты, проектирование, во-первых, разрабатывает модель «должного» в соответствии с наличными ресурсами; во-вторых, соотносит проблему с общим образом ее решения, допуская альтернативные пути и средства достижения цели; в-третьих, задает более обоснованные временные рамки решения проблемы, обусловленные характеристиками проблемной ситуации.

Объектом социально-культурного проектирования является сложное образование, включающее в себя накладывающиеся друг на друга две взаимодействующие подсистемы: социум и культуру.

В качестве субъектов и участников проектного процесса могут быть названы:

  • специалисты, владеющие технологией проектирования;
  • органы принятия решений в сфере культуры;
  • государственные и негосударственные учреждения и организации, научные и экспертные советы, способные взять на себя ответственность за разработку, научное обоснование, квалифицированную экспертизу программ, проектов;
  • творческие объединения, благотворительные организации (могут проводить специальные мероприятия, направленные на привлечение внимания населения, средств массовой информации к программам, проектам, пресс-конференции, выставки, концерты, аукционы, массовые акции и т. п.);
  • общественность, группирующаяся вокруг конкретных программ, проектов, для которой участие в их реализации является способом культурного наполнения жизни, служит объединяющим и социализирующим фактором (для привлечения общественности необходимы консультации специалистов, материальная и организационная поддержка).

Выделяют две стратегические цели социокультурного проектирования: сохранение культуры и внедрение инновационных элементов.

Первая подразумевает:

— сохранение ценностей и явлений культуры прошлого (в предметно-пространственном мире);

— освоение и активное использование культурного наследия жизнедеятельности человека (поведенческий аспект — нравы, обычаи, ритуалы).

Вторая предполагает:

— выявление, поощрение и тиражирование лучших современных идей и технологий (например, экологически безопасных способов существования человека);

— освоение эффективных с позиции социальной и личностной значимости новых форм ролевых и неформальных связей между людьми, способов эффективного межличностного взаимодействия;

— оснащение находящегося в проблемной ситуации человека современными знаниями из различных областей науки, позволяющими ему эффективно разрешать возникающие в процессе его жизнедеятельности проблемы.

Далее выделяют целевые ориентации социально-культурной проектной деятельности: создание оптимальной ситуации для развития социально-культурного субъекта и, как следствие, обеспечение благоприятных условий для саморазвития культурной жизни в социуме (причем требуется отношение к культуре как к самоценному явлению, с одной стороны, и как к условию и средству решения проблем и задач, находящихся в других плоскостях социального и индивидуального бытия, с другой стороны).

Задачи проектной деятельности:

— анализ ситуации, т.е. всесторонняя диагностика проблем и четкое определением их источника и характера;

— поиск и разработка вариантов решений рассматриваемой проблемы (на индивидуальном и социальном уровнях) с учетом имеющихся ресурсов и оценка возможных последствий реализации каждого из вариантов;

— выбор наиболее оптимального решения (т.е. социально приемлемых и культурно обоснованных рекомендаций, способных произвести желаемые изменения в объектной области проектирования) и его проектное оформление;

— разработка организационных форм внедрения проекта в социальную практику и условий, обеспечивающих реализацию проекта в материально-техническом, финансовом, правовом отношении.

Концептуальная схема (алгоритм) формирования проекта

Особенности рекламы туристических услуг

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector