Тема 1. определения и характеристики текста

ЗАДАНИЕ 1. На базе предлагаемых характеристик и определений текста выделите а) главные, самые общие показатели текста и б) главные текстообразующие факторы.

А. «Текст – объединенная смысловой связью последовательность знаковых единиц, фундаментальными особенностями которой являются цельность и связность.

Правильность построения вербального текста, что возможно устным и письменным, связана с соответствием требованию «текстуальности» — внешней связности, внутренней осмысленности, возможности своевременного восприятия, осуществления нужных условий коммуникации и т. д.» (В. Н. Ярцева).

Б. «Главная черта текста – коммуникативно-функциональная: текст помогает для передачи и воздействия и хранения информации на личность получателя информации. Наиболее значимыми особенностями всякого текста (не только художественного) есть его информативность, связность и целостность. Текст возможно письменным и устным (фольклор). Величина текста возможно весьма разной и зависит от автора, других факторов и жанра… В обеспечении связности текста и его запоминаемости громадную роль играются различные типы выдвижения, содействующие экспрессивности, эмоциональности и эстетическому эффекту. Конструирующим причиной есть коммуникативное задание, т. е. ответ отправителя сообщения либо, иначе говоря прагматический нюанс» (И. В. Арнольд).

В. «Связный текст – это сочетание предложений, объединенных семантическими и грамматическими отношениями, каковые выражены лексическими, лексико-грамматическими и грамматическими (структурными) средствами. Компонентами связного текста смогут быть как простые, так и сложные предложения» (В. В. Бабайцева).

Г. «Текст – это произведение речетворческого процесса, владеющее завершенностью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом документа, складывающееся из заглавия (заголовка) и из последовательности особенных единиц (сверхфразовых единств), объединенных различными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее прагматическую установку и определённую целенаправленность» (И. Р. Гальперин).

Д. «Текст имеется функционально завершенное целое. Его функция лежит вне его, она определяется целью речевой деятельности, и сам текст соотнесен (в психотерапевтическом замысле) как раз с категорией речевой деятельности. Целостность текста не определима лингвистически: тот текст целостен (и значит есть текстом), что воспринимается как осмысленное целесообразное единство» (Г. А. Золотова).

Е. « Для любого речевого акта остается в силе в первую очередь общий закон, на базе которого строится данное высказывание, в частности закон структурной организации этого высказывания» (Г. В. Колшанский).

Ж. «В формировании текста как единого целого определяющую роль играется его значение, для чего, для каких целей он создается. Неспециализированная направленность совокупности высказываний включает в себя и тему вместе с подтемами, каковые освещаются в этих высказываниях» (М. Б. Храпченко).

ЗАДАНИЕ 2.Опираясь на приводимые потом высказывания, дайте ответы на следующие вопросы:

1. Каковы основания членимости (дискретности) текста?

2.Какие конкретно формы (единицы) членимости текста являются фактически лингвистическими, а какие конкретно не подлежат компетенции лингвистики?

3.В чем различие осмысления понятий «дискурс» и «высказывание» в концепциях различных ученых, какое из них ближе к понятию «текст», а какое к понятию «речевое предложение»?

А. «Самой большой единицей в романе выступает том либо книга. После этого членение идет по нисходящей линии: часть, глава, главка, отбивка (отмечаемая пропуском нескольких строчков), абзац, сферхфразовое единство.

Именуется такое членение объемно-прагматическим, потому, что в нем учитывается количество (размер) части и установка на внимание читателя.

Это членение заканчивается с другим видом разбиения текста, что именуется контекстно-вариативным. В нем выделяются следующие формы речетворческих актов: 1) обращение автора: а) повествование; б) описание природы, наружности персонажей, обстановки, ситуации, места действия и пр.; в) рассуждения автора; 2) чужая обращение: а) диалог (с вкраплением авторских ремарок), б) цитация, 3) несобственно-прямая обращение.

Оба вида членения взаимообусловлены и раскрывают содержательно-концептуальную данные» (И. Р. Гальперин).

Б. «Членение текста – сложный многоаспектный процесс, что в целом носит неоднозначный темперамент. Во-первых, это объективный процесс, зависящий от функциональной направленности текста, т. е. от его прагматической установки. Во-вторых, это субъективный процесс, зависящий от смысла создания текста, т. е. от прагматической установки автора…

…Сверхфразовое единство есть единицей объективного членения, в базе которого заложена прагматическая установка текста…, тогда как абзац есть единицей субъективного членения, в базе которой заложена прагматическая установка автора» (Н. А. Левковская).

В. «Под абзацем на данный момент знают абзацный отступ либо часть текста, заключенную между двумя отступами» (В. Ф. Габдулхаков).

Г. «При помощи абзацного отступа (либо красной строчка) выделяются самые важные в композиции целого текста группы предложений, которые содержат описание нового этапа в развитии действия, чёрта нового храбреца, авторское отступление и т. д. – в художественном произведении; описание нового предмета мысли, нового этапа в ее развитии, отдельные выводы и логические посылки и т. д. – в научном труде и т. д.» (Л. Ю. Максимов).

Д. «Сверхфразовое единство (либо сложное синтаксическое целое) – отрезок текста (устного либо письменного), эквивалентный высказыванию (дискурсу либо сообщению) при членении речи-мысли… Высказывание (дискурс, сообщение) имеется целостный акт, единица членения речи-мысли, следующая по рангу за суждением (вопросом и т. п.) и, в большинстве случаев, включающая более одного суждения (вопроса и т. д.)» (Н. И. Серкова).

Е. «… Дискурс как целое высказывание любой протяженности, от высказываний, складывающихся из одного слова, до десятитомного труда» (О. И. Москальская).

Ж. «В текстах более либо менее большой протяженности наровне со сложным синтаксическим целым выделяется и более большая семантико-синтаксическая единица – фрагмент. …Схему связной речи с позиций составляющих ее единиц возможно представить следующим образом: предложение – сложное синтаксическое целое – фрагмент – глава – часть – законченное произведение» (Г. Я. Солганик).

ЗАДАНИЕ 3.Трактуя текстовые категории «когезия», «континуум», «дисконтинуум», «проспекция» и «ретроспекция», заявленные в работах И. Р. Гальперина, продемонстрируйте их взаимосвязь и различие.

А. «Когезия – это особенные виды связи, снабжающие континуум, т. е. логическую последовательность (темпоральную и/либо пространственную) взаимозависимость отдельных сообщений, фактов, действий и пр.

… Средства когезии в тексте возможно классифицировать по различным показателям. Не считая традиционно грамматических, несущих текстообразующую функцию, их возможно поделить на логические, ассоциативные, образные, композиционно-структурные, стилистические и ритмико-образующие».

Б. «… Континуум как категорию текста возможно в самых неспециализированных чертах представить себе как определенную последовательность фактов, событий, развертывающихся во времени и пространстве, причем развертывание событий протекают неодинаково в различных типах текстов.

… Оставаясь по существу постоянным в последовательной смене временных и пространственных фактов. Континуум в текстовом воспроизведении в один момент разбивается на отдельные эпизоды (кадры), но наличие категории когезии позволяет принимать целый текст как процесс… По существу континуум как грамматическая категория текста – это прерывности и синтез когезии».

В. «Текст громадного количества, развертываясь во времени и пространстве, не всегда выдерживает строгую последовательность в изложении фактов, событий, действий. Такому тексту характерна прерывность…(дисконтинуум)… Тут и появляются проспекции и категории ретроспекции. Ретроспекция — свойство текста заставлять обращаться к ранее сказанной содержательно-фактуальной информации. Проспекция – свойство текста возбуждать предсказуемость содержательно-фактуальной информации, эксплицитно выраженной в последующих частях текста. И проспекция и ретроспекция являются формами дисконтинуума».

ЗАДАНИЕ 4.Проанализируйте текст под углом когезии категорий и зрения континуума:

1. Выясните темперамент временного и пространственного развертывания событий (наличие этих качеств континуума, постоянная либо прерывистая последовательность, принцип абзацного членения).

2. Объясните роль чужой и цитации речи в создании континуума.

3. Обрисуйте функцию лексических, фразовых и ситуативных повторов как средства когезии.

4. Раскройте проспекции действия и механизм ретроспекции.

ТЕКСТ

Алексей Петрович раскрыл глазки; негромко стекает с тела сон; забывается, улетает во мрак последний ворон; ночные гости, собрав собственный призрачный, неясный реквизит, прервали пьесу до следующего раза. Сквознячок сладко овевает лысину Алексея Петровича, отросшая щетина покалывает ладошку. Не пора ли подниматься? Мамочка распорядится. Мамочка такая громкая, громадная, просторная, а Алексей Петрович мелкий. Мамочка знает, может, везде пройдет. Мамочка всемогуща. Как она сообщит, так и будет. А он – поздний ребенок, мелкий комочек, оплошность природы, обсевок, обмылок. Плевел, шелуха, предназначавшаяся к сожжению и случайно затесавшаяся среди собственных здоровых собратьев, в то время, когда сеятель щедро разбрасывал по земле полнокровные зерна судьбы. Уже возможно подниматься либо рано? Не пищи. Мамочка совершает утренний обряд: трубит в носовой платок, натягивает на колонны ног цепляющиеся чулки, закрепляет их под распухшими коленями колечками белых резинок. На ужасную грудь устанавливает полотняный каркас о пятнадцати пуговках; застегивать их позади, возможно, некомфортно. В Мамочкином зените утвердиться седой шиньончик; из чистого ночного стакана порхнут, отряхиваясь, освеженные зубы. Мамочкин фасад укроется под белой, с каннелюрами, манишкой, и, скрывая спинные тесемки, изнанки, тылы, служебные лестницы, запасные выходы, все величественное строение накроет плотный светло синий кожух. Дворец воздвигнут (Т. Толстая «Ночь»).

Русский язык. Урок №2. Тема:

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector