Технологический подход к проектированию и проведению урока

Технология проектирования урока – это определение его модели, схемы, плана действий учителя и учащихся, выполнение которого приведет к определенному результату.

В технологическом подходе к проектированию и проведению урока можно выделить следующие этапы:

1) определение целей и задач урока;

2) ориентация содержания урока на реализацию запланированных целей и задач;

3) ориентация процесса обучения на гарантированное достижение результатов;

4) оценивание текущих результатов (наличие быстрой обратной связи), коррекция обучения;

5) заключительное оценивание результатов.

Чтобы реализовать эту технологическую цепочку, учитель отбирает соответствующее поставленным целям и задачам содержание учебного материала на данный урок; выбирает методы и приемы, способствующие усвоению содержания учебного материала на уроке всеми учащимися; выбирает формы организации деятельности учащихся на уроке (индивидуальную, групповую, фронтальную, коллективную), а также определяет, кто будет руководить работой на уроке (учитель, кто-то из учащихся) или будет осуществляться самостоятельная работа учащихся. Такой урок подготовит учащихся к сознательной домашней учебной работе, а ее результаты будут оценены учителем и самими учениками на следующем уроке. Более того, все содержание урока будет ответом на вопрос ученика: “Чему я научился на данном уроке?”.

Иначе говоря, учитель как субъект обучения планирует, организует, контролирует, корректирует и анализирует свою деятельность и деятельность учащихся на уроке. С другой стороны, ученик как второй субъект процесса обучения выполняет на уроке под руководством учителя или самостоятельно (в том числе дома) эти же функции: планирует, организует, контролирует, корректирует и анализирует свою деятельность.

Проектирование и проведение урока как технологической цепочки можно представить в виде схемы 2 (С.С. Татарченкова).

Рассмотрим этап подготовки учителя к уроку. Качество урока определяется качеством подготовки к нему учителя. Это – педагогическая аксиома. Подготовка урока – это его разработка, моделирование или проектирование, написание целого сценария или педагогического произведения, оформленного в поурочный план (краткий или развернутый), простой или опорный конспект урока, проект. Непосредственная подготовка учителя к уроку включает изучение содержания учебных программ, учебно-методических комплексов, научно педагогической литературы и т.д. Всё это находит отражение в тематическом плане учителя. Заключительным же этапом подготовки к уроку является поурочный план (проект) урока.

План позволяет последовательно и логично воплотить задуманное, ориентироваться во времени, служит основой для анализа и совершенствования дальнейшей работы. Планируя урок, учитель должен ответить на следующие вопросы (по И.Я. Лернеру, М.Н. Скаткину).

— Каково место данного урока в системе уроков и как в нем реализуется главная идея темы?

— На что из изученного ранее необходимо опереться, что следует учитывать из содержания последующей части курса учебного предмета?

Каковы способы подачи содержания учебного материала, методы и приемы применения, формы воплощения?

Какие проблемные задачи и вопросы поставить в ходе урока?

— Какие наглядные пособия, технические средства использовать?

— Как осуществить индивидуальный подход к учащимся?

Кроме того, важно стремиться к тому, чтобы учащиеся приобщались к планированию своей деятельности на уроке. Совместное проектирование будущего урока, а его реальные штрихи можно наметить уже в конце предыдущего, — это черта современного урока так же, как и партнерство, диалог на уроке.

Схема 2

Технологический подход к проектированию и проведению урока

Использование проектного подхода в проектировании и конструировании современного урока технологии

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector