Техники постановки вопросов

Разглядим три типа вопросов и методы их формулирования.

Таблица 9.способы и Виды вопросов их формирования

Коммуникативные техники Определения Как это сделать?
Открытые вопросы Вопросы, предполагающие развернутый ответ Начинайте вопрос со слов: Что? Как? Из-за чего? Как именно? При каких условиях? и т. п. «На какие конкретно факты (условия, ограничения, преимущества и т. п.) мы должны обратить внимание?» «Что направляться предпринять, дабы поменять обстановку?» «Какой итог был бы приемлемым для вас?» «Как мы имели возможность бы сформулировать собственную задачу?» «Что вы имеете в виду, в то время, когда рассказываете о…» «Если вы займете эту позицию, те какими будут ваши первые действия?»
Закрытые вопросы Вопросы, предполагающие однозначный ответ (к примеру, сообщение правильной даты, заглавия, указания на количество чего-либо и т. п.) либо ответ «да» либо «нет» В то время, когда истекает срок сдачи проекта? какое количество единиц у вас осталось в резерве? Ты желаешь отказаться от проекта? Вас больше всего интервент график работы? и т. п.
3. Другие вопросы Вопросы, в формулировке которых содержатся варианты ответов Ты предпочитаешь принимать данные на слух, зрительно либо комбинированно? Ты предпочитаешь, дабы я дал тебе ответ по телефону, отправил по факсу либо по email? Вас интересуют неприятности мотивации студентов, мотивации персонала либо мотивации политических деятелей?

В тренинге ответственнее всего развивать технику постановки открытых вопросов. Закрытые и другие вопросы даются только для полноты классификации. Быть может, это отечественная заболевание — сначала, не прояснив неприятности, сходу сформулировать собственную версию, а позже для проверки данной версии задавать закрытые вопросы. В сущности, закрытые вопросы — это догадки, уже готовые догадки, которые необходимо только подтвердить либо опровергнуть. Но отечественные гипотезы смогут быть совсем не о том, что имеет в виду либо желает сообщить нам партнер.

Догадки лучше заменить открытыми вопросами, каковые позволяют партнеру дать собственную версию. Другие вопросы занимают промежуточное положение, но, в сущности, это также догадки, просто в другом вопросе содержится не одна, а пара догадок.

И все эти догадки могут быть неверными.

К примеру:

— Вы предлагаете мне играть роль директора, дабы я сыграл плохого директора, весьма нехорошего директора либо отечественного директора?

— Я тебе предлагаю роль директора, дабы ты игрался самого себя.

Большая часть людей столь машинально задают закрытые вопросы, что тренировка тут обязана быть в том, чтобы обучиться переделывать закрытые вопросы в открытые. Подробнее о возможностях тренировки техники закрытых вопросов см. в гл. 7 (упражнение «Кто данный человек»).

Открытые вопросы должны быть сформулированы так, дабы партнеру хотелось отвечать на них. В это же время открытый вопрос может создавать парадоксальный негативный эффект: партнер замыкается в себе, теряет интерес к беседе, выясняется совсем обескураженным, неожиданно выбитым из колеи и т. п.

Обстоятельством этому смогут быть вопросы, каковые воспринимаются как скрытые обвинения, упреки, непрошеные рекомендации, фальшивые интерпретации (о фальшивых интерпретациях см. ниже). Довольно часто первым, причем самым замечательным и мучительным откликом на вопрос есть «звучание задетой душевной струны»[20]. «Из-за чего ты не сделал этого?» — спрашивают у человека. Откликом на данный вопрос есть звучание струны: «Я виноват, поскольку я должен был бы сделать». «Из-за чего вы так вычисляете»? — задают вопросы у другого человека. Откликается струна: «В случае если я так считаю, то, возможно, я некомпетентный, безответственный, беспринципный и т. п. человек» и т. д.

Обстоятельством того, что многие вопросы воспринимаются нами не как информационный запрос, а как обвинение либо упрек, есть особенное положение вопроса в отечественной культуре по большому счету. Право задавать вопросы — это статусная привилегия. «Вопросы тут задаю я», — такое заявление может сделать лишь тот, кто владеет громадными полномочиями, властью, силой. Исходя из этого вопрос — уже сам по себе сигнал, что к нам обращается кто-то подавляющий, способный навязать собственную волю.

Помимо этого, как выразил это Ю. Н. Емельянов, «в отечественной культуре… запрет и осуждение выражаются не столько императивными, сколько вопросительными предложениями. Вместо того, дабы сообщить ребенку либо младшему по должности: «Не ходи!» либо «Не бери!», мы говорим: «Куда отправился?», «Для чего забрал?» и т. п. Начальственное порицание либо «административный восхищение власть имущего» кроме этого облекаются в форму вопросов: «В то время, когда вы прекратите опаздывать?», «Где вы видели, дабы…?», «В то время, когда вы поумнеете?» (Емельянов Ю. Н., 1991, с. 39).

Отклик на вопросы носит темперамент генерализованной отрицательной реакции, обычно независимо кроме того от интонации вопроса. Лучше избегать негативных «триггеров» («запускателей») таковой негативной реакции.

Техника постановки вопросов

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector