Колесникова Г.И. приводит техники, применяющиеся при психологическом консультировании клиентов, обращающихся за помощью.[9]
Процедуры и техники психологического консультирования в ситуации развода.
Под процедурами в психологическом консультировании принято понимать группы приемов ведения специалистом клиента, объединенные по целевому назначению, с помощью которых решается одна из задач данного этапа. Каждой процедуре соответствуют определенные техники – специальные приемы, применяемые консультантом для решения задач процедур на каждом из этапов психологического консультирования.
Этап 1. «Начало работы»
Первой процедурой на этом этапе, безусловно, является встреча клиента с консультантом.
Техники, уместные для решения данной задачи: приветствие клиента, проведение клиента на место, выбор клиентом своего места, выбор психологом места для себя, приемы установления психологического контакта.
Техника приветствия. Осуществляется при помощи стандартных фраз: «Рад Вас видеть…», «Приятно познакомиться…». Составным элементом данной техники, который может быть применен специалистом по его усмотрению, в зависимости от того, где происходит встреча клиента специалистом – у входа в консультацию или в фойе, перед кабинетом.
Вторая процедура первого этапа: установление положительного эмоционального настроя клиента.
Далее автор рассматривает техники, применяемы в рамках данной процедуры. Прежде всего, это установление раппорта. Он устанавливается в течение первых тридцати секунд. Это то, что может произвести приятное впечатление, опрятный внешний вид, благожелательное выражение лица, соблюдение социальной зоны общений.
Третья процедура: снятие психологических барьеров. Клиент испытывает волнение, снять которое помогут специальные техники: дать клиенту побыть некоторое время одному – извинившись, попросить несколько минут для «завершения» какого-либо дела; спокойная, ненавязчивая музыка также будет способствовать созданию благоприятной атмосферы; занять клиента – под предлогом помощи попросить что-либо сделать, прямое разделение эмоций клиента: «Я тоже волнуюсь…».
Этап 2. «Сбор информации»
Процедура первая: диагностика личности клиента.
В рамках данной процедуры применяются техники: беседа, интервью, наблюдение.
Беседа, целенаправленно организованная специалистом, является основным методом ведения психологической консультации. Применяется на разных стадиях психологического консультирования. В зависимости от целей этапа консультативного процесса меняются и цели беседы. Как специфический вид беседы выделяется интервью.
Интервью способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса. Выделяют два вида интервью: свободное и стандартизированное. В случае консультирования клиентов после развода более подходит свободное интервью, так как стандартизированное интервью полезно в начале консультативного процесса при ориентировке в проблеме, а в нашем случае проблема уже обозначена, также при этом виде беседы теряется эмоциональный контакт с клиентом, что совсем недопустимо в конкретном консультативном процессе. Но ориентироваться необходимо на индивидуальность клиента и использовать более приемлемый вид интервью.
Наблюдение – эмпирический метод психологического исследования, заключающийся в целенаправленном и осознанном восприятии специалистом психических проявлений клиента. Позволяет специалисту собрать информацию о клиенте, выявить наиболее значимые событийные моменты, отследить изменение его состояния на разных этапах консультативного процесса. Применяется на всех этапах консультативного процесса. Процедура вторая: прояснение сути проблемы клиента, определение его ресурсов.
Основные техники: диалог, слушание.
Техника «диалог». Определяется как речевое общение между двумя и более людьми, предполагающее обмен репликами. В основе данной методики лежит логическая аргументация, преподносимая специалистом клиенту в виде вопросов, которые предполагают только положительные ответы. В результате клиент планомерно подводится к принятию суждения, которое перед этим им не принималось или не понималось.
Техника «слушание». Прежде всего, предполагает «слышание» другого человека, в данном случае клиента. Можно выделить два аспекта слушания: вербальный аспект и невербальный. К вербальному аспекту относятся непосредственно слова, словосочетания, метафоры, которые употребляет клиент в своей речи.
Существует ряд приемов, которые способствуют наиболее успешному осуществлению техники слушания. Обычно их объединяют в единую группу под названием «Приемы активного слушания».
Техника «Психологическая поддержка клиента» применяется на всем протяжении процесса консультирования и особенно важна при данном виде консультирования клиента – в ситуации развода. Заключается в выражении эмпатии клиенту на вербальном и невербальном уровнях.
Техника «Насыщение паузы». В процессе консультации, как и при любом общении, не исключено возникновение пауз. Консультант может их заполнить несколькими способами: вопрос, метафора, «держать паузу».
Техника «Провоцирование»: слова клиента ставятся под сомнение. Цель, с которой используется провоцирование, состоит в том, чтобы помочь клиенту взглянуть на проблему с другой стороны.
Этап 3. «Стратегический»
Процедура первая: определение возможных решений.
Техники: информирование клиента, совет, убеждение, разъяснение.
Техника «информирование клиента». Количество информации, предоставляемой клиенту специалистом в ходе консультационной сессии, прежде всего, будет зависеть от характера терапевтических отношений, личностных особенностей клиента. Однако важно, чтобы предоставляемая информация соответствовала требованиям: доступность, конкретность и объективность.
Техника «совет». Совет – мнение, высказываемое кому-либо по поводу того, как ему поступить, что делать, и предполагающее дальнейшее совместное обсуждение.
Предложение советов близко предоставлению информации. Отличие заключается в том, что предлагающий совет неизбежно высказывает личное мнение в то время, как в основе информирования лежит, прежде всего, безоценочность.
Прямого предложения советов целесообразно избегать. Однако совет, данный в косвенной форме может иметь большой психотерапевтический эффект.
Техника «убеждение». Убеждение – логически безупречная аргументация правильности высказываемой позиции. Как правило, должно в своей основе иметь факты. Применяется при даче советов как подкрепление, обоснование высказанной профессиональной позиции.
Техника «разъяснение». Подразумевает развернутое конкретное объяснение позиции консультанта по проблеме клиента. Главная цель – сделать предельно понятными мысли специалиста, ход его размышлений по поводу проблемы для клиента. Может включать в себя эмоционально-личностный аспект.
Этап четвертый. «Реализация плана клиентом»
Проводится клиентом самостоятельно, без присутствия и вмешательства профессионала.
Таким образом, консультирование состоит из четырех этапов, первые три проходят с участием самого консультанта и включают по три процедуры. Целью выше названных этапов, в конечном итоге, является подведение клиента к осознанию сути своей проблемы, поиска способа ее наилучшего решения и адаптации к новым условиям жизни, сохраняя при этом душевное равновесие и здоровье.
Применение и знание определенных техник, методов и алгоритмов позволит, особенно начинающим консультантам, чувствовать себя более уверенно в процессе работы, отслеживая последовательное прохождение по этапам консультирования по мере решения задач.
В своей работе автор рекомендует использовать интересную методику творческого решения проблем Дилтса, заставляя включать в процесс творческую мысль самого клиента.
Техники психологического консультирования подростков и молодежи