Условно технику тройного прыжка дробят на следующие части: разбег — первое отталкивание — «скачок» — второе отталкивание — «ход» — третье отталкивание — «прыжок» — приземление.
14. Техника прыжков с места.
Техника прыжка с места делится на:
- подготовку к отталкиванию
- отталкивание
- полет
- приземление (рис. 1).
Рис. 1. Прыжок в длину с места
Подготовка к отталкиванию: спортсмен подходит к линии отталкивания, стопы ставятся на ширину плеч либо чуть уже ширины плеч, после этого спортсмен поднимает руки вверх чуть назад, в один момент прогибаясь в пояснице и поднимаясь на носки. Затем медлено, но достаточно скоро опускает руки вниз-назад, в один момент опускается на всю стопу, сгибает ноги в коленных и тазобедренных суставах, наклоняясь вперед так, дабы плечи были в первых рядах стоп, а тазобедренный сустав был над носками.
Руки, отведенные назад, легко согнуты в локтевых суставах. Не задерживаясь в этом положении, спортсмен переходит к отталкиванию.
Отталкивание принципиально важно затевать в момент, в то время, когда тело прыгуна еще опускается по инерции вниз, т.е. тело движется вниз, но уже начинается разгибание в тазобедренных суставах, наряду с этим руки деятельно и скоро выносятся вперед чуть вверх по направлению прыжка.
Потом происходит разгибание в коленных суставах и сгибание в голеностопных суставах. Завершается отталкивание в момент отрыва стоп от грунта.
По окончании отталкивания прыгун распрямляет собственный тело, растянувшись как струна, после этого сгибает ноги в коленных и тазобедренных суставах и подтягивает их к груди. Руки наряду с этим отводятся назад-вниз, по окончании чего спортсмен выпрямляет ноги в коленных суставах, выводя стопы вперед к месту приземления. В момент касания ногами места приземления прыгун деятельно выводит руки вперед, в один момент сгибает ноги в коленных суставах и подтягивает таз к месту приземления, заканчивается фаза полета. Сгибание ног должно быть упругим, с сопротивлением. По окончании остановки прыгун выпрямляется, делает два шага вперед и выходит с места приземления.
15. Базы техники метания.
В легкой атлетике четыре вида метаний, техника выполнения которых зависит от массы и формы боеприпаса. Легкое копье легче метнуть из-за головы; ядро, имеющее форму шара и сверхтяжелое, легче толкнуть; молот, имеющий ручку с тросом, метают раскручивая; диск, напоминающий выпуклую с двух сторон тарелку, метают одной рукой с поворота. Кроме этого метания возможно поделить на две группы: 1) толкание и метание снарядов, не владеющих аэродинамическими особенностями; 2) метание снарядов, владеющих аэродинамическими особенностями. Различные виды метаний имеют неспециализированные базы техники, каковые свойственны для всех видов.
В базах техники различают начальную скорость вылета боеприпаса, т. е. скорость, которой владеет боеприпас в момент отрыва от руки метателя. Угол вылета — угол, образованный вектором начальной скорости боеприпаса и линией горизонта. Высота выпуска боеприпаса — расстояние по вертикали от точки отрыва боеприпаса от руки до поверхности сектора. Угол местности — угол, образованный линией, соединяющей точку выпуска боеприпаса с горизонтом приземления и местом снаряда.
Эти факторы свойственны всем метаниям. Для снарядов, владеющих аэродинамическими особенностями, дополнительно рассматриваются следующие факторы: угол атаки, лобовое сопротивление, вращательный момент. Подробнее эти факторы разглядим в фазе полета.
Условно целостное воздействие метания возможно поделить на три части:
— разбег;
— финальное упрочнение;
— торможение по окончании выпуска боеприпаса.
Четвертая часть — полет боеприпаса происходит без действия метателя и подчиняется определенным законам механики. В то время, когда составляют схему обучения техники метания, выделяют еще вспомогательные части: держание боеприпаса, подготовка к разбегу, подготовка к финальному упрочнению, выпуск боеприпаса. Основной фазой в метаниях есть фаза финального упрочнения.
Техника толкания ядра изменялась в течении всей истории, это: толкание с места, толкание с шага, толкание с прыжка, толкание со скачка из положения боком, толкание со скачка из положения стоя спиной, толкание ядра с поворота. Современные толкатели применяют по большей части технику толкания ядра со скачка, только кое-какие метатели последовали по стопам А. Барышникова и стали применять технику толкания ядра с поворота.
При анализе техники толкания ядра возможно выделить следующие главные элементы, на что нужно обращать внимание:
- держание боеприпаса;
- подготовительная фаза к разбегу (скачку, повороту);
- разбег скачком (поворотом);
- финальное упрочнение;
- фаза торможения либо удержания равновесия.
- 17. Техника метания копья, гранаты, малого мяча.
- Техника метания копья весьма схожа с техникой метания гранаты и малого мяча (рис. 32). Отличают их только методы держания снарядов да и то, что в метании копья особенную роль играется в финальном упрочнении правильное попадание в ось копья, т. е. совпадение мышечных упрочнений с продольной осью.
- Гранату держат так, дабы ее ручка своим основанием упиралась в мизинец, согнутый и прижатый к ладони. Наряду с этим громадный палец может размешаться как на протяжении оси гранаты, так и поперек (рис. 33).
- Мяч держится фалангами пальцев. Три пальца размещены позади мяча, а большой палец и мизинец придерживают его сбоку (рис. 34).
18. Техника метания мяча.
Для верного и правильного броска необходимо верное держание боеприпаса.
Гранату держат так, дабы ее ручка своим основанием упиралась в мизинец, согнутый и прижатый к ладони, а остальные пальцы хорошо охватывали ручку гранаты. Наряду с этим громадный палец может размешаться как на протяжении оси гранаты, так и поперек (рис. 1).
Рис. 1. Держание гранаты
Мяч удерживается фалангами пальцев метающей руки. Три пальца размещены как рычаг, позади мяча, а большой палец и мизинец поддерживают мяч сбоку (рис. 2).
Рис. 2. Держание мяча
Для обучения технике держания и выбрасывания боеприпаса последовательно исюльзуются следующие упражнения:
- ноги на ширине плеч, вес тела преимущественно на передней части стоп, рука с малым мячом в первых рядах над плечом, согнута в локтевом суставе, свободная опущена вниз. Имитация броска последовательным и постоянным выпрямлением руки вперед —вверх (без перерыва 8—10 раз). После этого рука двигается вниз, в сторону, назад и до исходного положения;
- из того же исходного положения кинуть небольшой мяч в пол и поймать его по окончании отскока;
- то же, но метание малого мяча в стенке, а после этого в мишень (круг диаметром 1 м, расположенный на высоте 2,5 м) с расстояния 3 —5 м (рис.3).
Рис. 3. Метание мяча в цель
Цель этих упражнений — овладеть перемещением руки хлестообразным рывком, обучиться расслаблять мускулы руки, совершенно верно проносить ее над плечом и последовательно выпрямлять вперед — вверх в направлении броска.
последовательность изучения и Типовая схема обучения техники легкоатлетических видов спорта
Типовая схема обучения складывается из шести граф. В I графе содержится последовательность ответа задач (порядковый номер задачи) и приводятся задачи изучения элементов целостного действия. Во II описываются средства, используемые в каждой задаче.
0III даются организационно-методические указания. В IV описываются обычные неточности, каковые вероятны в данном элементе техники. В V разъясняются обстоятельства происхождения неточностей. В VI находятся пути исправления неточностей. Остановимся мало поподробнее на содержании граф типовой схемы.
В 1 графе нужно ставить конкретные задачи, дабы они соответствовали элементу обучения (к примеру, научить технике выпуска и держания боеприпаса; научить технике финального усилия). Количество задач зависит от сложности целостного действия. Первая задача постоянно будет носить ознакомительный темперамент. Обучающиеся должны создать представление о технике целостного действия, учитель — ознакомиться со свойством учеников усваивать предмет изучения. Быть может, кое-какие ученики смогут сходу уловить внешнюю картину перемещений, тогда обучение с ними возможно проводить целостным способом. Другие будут хуже усваивать, тогда их нужно поделить на группы: среднеспособ-ные и неспособные. Для этих групп подбор методов и средств будет разен.
В организационно-методических указаниях приводятся правильное исполнение упражнений (на что нужно обратить внимание), дозировка, темп и ритм исполнения упражнений.
В графе «Обычные неточности» определяются неточности в движениях, каковые смогут появиться при обучении. Содержание данной графы будет зависеть от квалификации и опыта учителя, его способности видеть неточности в перемещениях учеников.
Громадное значение имеет графа «Обстоятельства неточностей», где определяются виды неточностей, разъясняются обстоятельства их происхождения и дается направление дорог исправления неточностей.
В последней графе «Исправление неточностей» приводится комплект средств, каковые окажут помощь устранить неточность и верно закревыпивать изучаемую технику перемещений.
Нужно не забывать, что на изучение того либо иного элемента нужно тратить определенное время и повторений, ни за что нельзя уделять через чур много времени на каком-либо элементе, что может привести к новым неточностям. Например, уделяя особенное внимание сведению и отталкиванию бедер в спортивной ходьбе, возможно организовать полетную фазу, что
не разрещаеться.
В ходе обучения существуют как хороший, так и отрицательный перенос в технике перемещений, т.е. одни движения смогут помогать в усваивании техники, а другие будут тормозить либо кроме того блокировать изучение того либо иного элемента. Похожие по структуре упражнения будут помогать в изучении техники, т.е. они несут в себе хороший перенос, к примеру прыжки и барьерный бег в длину. В случае если же структура перемещений не схожа, к примеру прыжки в прыжки и длину в высоту, они будутмешать освоению техники перемещений, будут подавлять формирование двигательного навыка, т. е. они несут в себе отрицательный перенос. В ходе обучения нужно так подбирать средства, дабы всецело устранить отрицательный перенос и как возможно действеннее применять хороший перенос упражнений.
В легкой атлетике большое количество видов с несложный (бег) и сложной (шест) техникой выполнения соревновательного упражнения. Существует определенная последовательность в обучении технике легкоатлетических видов.
В беговых видах отмечается следующая последовательность обучения:
1) бег на длинные дистанции и средние;
2) спринтерский бег;
3) эстафетный бег;
4) барьерный бег;
5) бег на 3000 м с препятствиями.
Первое обучение бега на длинные дистанции и средние говорит само за себя, тут и амплитуда перемещений, степень упрочнений, координационная и психологическая сложности техники относительно низкие, не сложная и структура перемещений.
В спринтерском беге происходит большая реализация всех параметров — амплитуды, упрочнений и т.п., каковые должны исполняться за маленькое время. Координационная и психологическая сложности перемещений в спринтерском беге возрастают.
Изучив технику спринтерского бега, приступают к изучению техники эстафетного бега, где сложность техники содержится в передаче эстафетной палочки на маленьком отрезке при громадной скорости бега. Совмещение скоростей бега передающего и принимающего повышает координационную и психологическую сложности этого вида.
По окончании изучения техники ровного бега приступают к изучению барьерного бега. По собственной структуре барьерный бег относится к смешанной, т. е. тут присутствуют и циклическая структура (бег), и ациклическая (преодоление барьера). Высокая скорость бега с преодолением препятствий делает технику барьерного бега довольно сложной, увеличиваются и координационная, и психическая сложности упражнения.
Бег на 3000 м с препятствиями по собственной структуре похож на барьерный бег, но возрастает психологическая напряженность (тяжелые преграды, яма с водой) плюс долгая деятельность, принуждающая делать перемещения на фоне развивающегося утомления, ставят данный вид на первое место по сложности выполнения и обучения соревновательного упражнения.
В легкоатлетических прыжках четыре вида, но имеется в прыжках в длину и высоту пара разновидностей, исходя из этого мы при-
оДИМ последовательность обучения, включая и эти методы прыжков:
1) высота — «перешагивание»;
2) протяженность — «согнув ноги»;
3) протяженность — «прогнувшись»;
4) протяженность — «ножницы»;
5) высота — «перекидной»;
6) высота — «фосбери-флоп»;
7) протяженность — тройной прыжок;
прыжок с шестом.
Так как прыжки предъявляют практически однообразные требования по реализации двигательных качеств, то на последовательность обучения будут воздействовать техническая сложность и психологическая напряженность вида.
Метания по собственной структуре — упражнения ациклического характера, но они будут различаться по психической напряжённости и технической сложности вида.
Последовательность обучения следующая:
1) метание малого мяча;
2) метание гранаты; | 3) метание копья;
4) толкание ядра со скачка; I 5) метание диска; ‘ 6) толкание ядра с поворота;
7) метание молота.
Конечно, что последовательность обучения видам легкой атлетики зависит не только от техники вида, его психологической напряженности, но и от свойства индивидуума к обучению, его антропометрических данных, уровня физической подготовленности.
Секреты Тройного Прыжка | Кроме этого полезно для спринтеров