Техника психодрамы

РОЛИ. Классическая процедура психодрамы предполагает наличие следующих элементов:

1. Протагонист, то есть пациент, — это субъект психодрамы, главный исполнитель, представляющий свои проблемы. Протагонист, изображая события из своей собственной жизни, имеет редкую возможность дать собственную интерпретацию прошлой жизненной ситуации перед группой равных партнеров, сочувствующих ему.

2. Терапевт (режиссер, фасилитатор) — тот, кто помогает пациенту исследовать свои проблемы. Функции терапевта заключаются в организации психодраматического действия, создании атмосферы доверия, стимулировании участников к спонтанности, подготовке протагониста и всей группы к ролевой игре (разогрев), выявлении проблем и переживаний пациента, комментировании, включении вспомогательных персонажей, организации обсуждения, эмоционального обмена, анализа интерпретации происходящего. По словам Морено, режиссер играет три роли: продюсера, терапевта и аналитика.

3. Помощники терапевта — котерапевт и пациенты, исполняющие вспомогательные роли и усиливающие функции терапевта. Эта категория обозначается как вспомогательные Я. Вспомогательные Я могут олицетворять значимых для протагониста людей или части его собственного Я. Выделяют несколько основных функций вспомогательных Я:

сыграть роль, которая необходима протагонисту для реализации замысла;

помочь понять, как протагонист воспринимает взаимотношения с другими персонажами действия;

сделать видимыми неосознаваемые протагонистом отношения;

направлять протагониста в решении проблем и конфликтов;

помочь протагонисту перейти от драматического действия к реальной жизни.

4. Зрители — остальные члены группы, не принимающие непосредственного участия в психодраматическом действии, но обсуждающие ситуацию после ее завершения не только относительно протагониста и участников психодрамы, но и применительно к самим себе.

5. Сцена — место, где разворачивается психодраматическое действие, жизненное пространство.

ФАЗЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОДРАМЫ. Процесс психодрамы включает три основные фазы: инициальную, или подготовительную (разогрев); собственно драматическое действие; обсуждение (предоставление обратной связи и эмоциональный обмен).

В инициальной фазе происходит выбор протагониста, получение диагностического материала, предварительное обсуждение проблемы и самой ситуации с протагонистом, подготовка протагониста и других участников, организация пространства для психодраматического действия. Обычно в инициальной фазе происходит разминка, задачи которой состоят в стимулировании спонтанности участников, ослаблении страха, тревоги и беспокойства, снятии защиты, создании соответствующей эмоциональной атмосферы.

Для этого используются различные вспомогательные приемы: дискуссия, живые скульптуры, импровизации, разыгрывание сказок или фантастических ситуаций и пр.

Вторая фаза — разыгрывание ролевой ситуации, или психодраматическое действие. В ходе ее пациент может достичь катарсиса и осознать свои истинные чувства, отношения, установки, проблемы и конфликты. Облегчить эти процессы помогает целый ряд приемов: зеркало, двойники, другие Я, монолог, диалог, построение будущего, проба реальности и др.

Третья фаза — фаза обсуждения или интеграции — является завершающей. Начинается она обычно с высказываний пациентов, не принимавших непосредственного участия в психодраматическом действии, о своих впечатлениях, о собственных переживаниях, ассоциациях, мыслях, воспоминаниях, которые возникали у них во время разыгрывания ролевых ситуаций. Здесь также предоставляется обратная связь протагонисту, происходит анализ и интерпретация психодраматического действия.

МЕТОДИКА ПСИХОДРАМЫ. Наиболее часто в ходе психодраматического действия используются такие методики, как монолог, двойник, обмен ролями, отображение.

Монолог — это речь действующего лица сценария, чаще всего протагониста, в которой он выражает свои мысли и чувства как аудитории, так и самому себе. Монолог позволяет действующему лицу взглянуть на свои переживания как бы со стороны, что позволяет глубже исследовать реакции участников представления на ими же создаваемую сценическую ситуацию. Методика монолога особенно эффективна при исследовании противоречий между явными и скрытыми чувствами протагониста.

Двойник, или второе Я, — участник способный в любой момент заменить протагониста. Если протагонист не может развить действие дальше, то двойник помогает ему. Иногда психодраматическое действие строится так, что двойник высказывает тайные чувства и помыслы протагониста, выполняя роль как бы его внутреннего голоса. В некоторых случаях участники поочередно вступают в действие, становясь то протагонистом, то двойником, то вспомогательным Я.

Может существовать несколько вариантов двойников: бесцветный двойник только подтверждает и несколько усиливает чувства протагониста; иронический двойник исполняет роль протагониста в ироническом или юмористическом ключе, подталкивая его на более глубокое изучение проблемы; страстный двойник усиливает чувства протагониста, делая их более понятными и яркими. Особенно важно, чтобы двойник выражал чувства протагониста, а не свои собственные.

Обмен ролями — протагонист на время меняется ролями со вспомогательным Я. Это позволяет, с одной стороны, понять затруднения протагониста, с другой, — дает возможность второму Я показать свое понимание ситуации, выразить свое отношение к ней.

Например, при разыгрывании сцены ссоры между супругами, где роль протагониста исполняет жена, а вспомогательного Я — муж, их просят поменяться ролями

Отображение тесно связано с методикой обмена ролями. Режиссер просит протагониста временно отойти на задний план и понаблюдать, как дублер играет его собственную роль.

Методика отображения помогает протагонисту осознать, как его воспринимают другие, открыть новые резервы для самораскрытия. Отображение в качестве обратной связи помогает протагонисту изменить свои неправильные суждения или поведение.

Кроме этих методик, часто используются и другие: методика проекции будущего (протагонист готовится к предполагаемым будущим ситуациям, проигрывая эти ситуации и внося соответствующие изменения в свое поведение); методика свечи (член группы выходит на авансцену и становится протагонистом на короткое время); методика разговоров за спиной (протагонист садится спиной к группе и слушает впечатления членов группы о самом себе). Выбор конкретной методики зависит от готовности группы к спонтанным действиям по достижению групповых целей и от характера группы. Одни методики больше подходят для разминки, целью которой является выбор темы или протагониста, другие ориентированы на фазу группового действия или последующего обсуждения.

Некоторые дополнительные психодраматические приемы и техники, используемые в психодрамах, групповой психотерапии, подготовке и т.д.

РЕАКЦИЯ АУДИТОРИИ. Член группы делится своей проблемой или опытом со всеми присутствующими. Затем он психологически удаляется от группы. Он может просто отвернуться от остальных, либо уйти за кулисы. Все участники группы начинают обсуждение поведения этого протагониста, причем делать это необходимо как можно искренне.

Тема животных. Выбор определенного животного — станьте этим животным. На какое животное вы меньше всего похожи, как вы чувствуете? Больше всего похожи? Будьте этим животным.

Продажа ценностей. Некоторые ценности, например, честность, искренность предлагаются на продажу. Члены группы предлагают свою цену за то или иное качество. Результаты и поведение всех участников обсуждаются.

Прием затемнения. В помещении гасят свет, но все действия продолжаются, как при дневном свете. Это необходимо для того, чтобы протагонист мог разыгрывать сцены, вызывающие у него боль и неприятные ощущения так, чтобы его нельзя было наблюдать, чтобы было ощущение уединения.

Ворваться в круг и вырваться из круга. Средняя или небольшая группа собирается в круг. Тот человек, которого мучает чувство обособленности, одиночества должен прорваться в круг, а тот, которого преследует чувство сдавленности, невозможности оказаться в уединении, должен вырваться из круга.

Прием конкретизации. Группа придает вполне реальную силу заявлениям протагониста, чтобы сделать драматичной самозащиту. Если пациент говорит о своем достаточно низком положении в обществе, что ведет в свою очередь к неуверенности, закомплексованности, то группа должна согласиться с его опасениями, нарочито игнорируя его или осмеивая демонстративно.

Если человек говорит: Я чувствую, как мир давит на меня, — надо повалить его на пол и участники действия начинают давить на него своими телами. Супруг говорит: У меня слишком цепкая и прилипчивая жена. Если супруга находится в группе, то надо, чтобы она буквально стала виснуть на нем.

Исповедь. Группа должна быть не слишком большой. Говорят все по очереди. Монолог не превышает по длительности десяти минут. Тема — исповедь. Каждый участник будет говорить о том, чего он стыдится в своей жизни, по поводу чего он сомневается или испытывает вину. После того, как один заканчивает, сразу начинает другой. После того, как все исповедовались, можно обменяться впечатлениями, углубиться в разрешение конфликтов и т.д. Такое упражнение эффективно в группе, где необходимо создать атмосферу полного доверия и открытости.

Жанна Лурье — Демонстрация техник психодрамы

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector