Святые иконы во втором и третьем столетиях

Из второго и третьего столетий христианской церкви, гонимой и преследуемой сейчас, большое количество дошло до нас священных изображений условных либо символических; но не довольно много дошло до нас священных изображений ясных и прямых, во 1-х вследствие того что христиане опасались этими изображениями выдавать себя язычникам, во 2-х вследствие того что опасались, дабы сами изображения не были поруганы язычниками, в 3-х вследствие того что сейчас не мало было между христианами иудействовавших, каковые были против самих священных изображений, в 4-х, не говоря о старании язычников, стереть с лица земли сделанные христианами изображения, самое всесокрушающее время последующих столетий убавило большое количество икон христианских второго и третьего столетий. Многие писания святых отцов и христианских мужей этих столетий не дошли до нас и известны нам лишь по имени; не дошло до нас ни одной из 27 книг Св. Писания Нового Завета, которая была бы написана рукою самого апостола либо кроме того кем-либо переписана в первые три века. Но однако из второго и третьего столетий дошли до нас во 1-х в довольном числе сами священные изображения, дабы светло свидетельствовать о почитании св. икон древними христианами. Кое-какие же изображения, к примеру в крипте Люцины и в усыпальнице Домитиллы — в катакомбах Рима, учеными самими протестантами и исследователями древностей относятся кроме того к первому столетию[38]. Во 2-х дошли до нас свидетельства в произведениях св. отцов и христианских писателей об потреблении священных изображений во II и III столетиях.

Более всего дошло до нас древних символических изображений Иисуса Христа, как хорошего пастыря. Они в то время были бессчётны. Изображения хорошего пастыря разны, но чаще Господь изображается в виде пастыря, несущего овцу на собственных плечах. Изображения хорошего пастыря делались на стенах подземных пещер — усыпальниц (катакомб), на гробницах, на сосудах, на лампах, на других предметах и кольцах; они видятся во всех государствах христианского мира. Видно, что христиане хотели всегда иметь это изображение перед собственными глазами. Старейшие дошедшие до нас изображения хорошего пастыря, отысканные в катакомбах Рима, относятся ко II-му веку, а кое-какие смогут быть отнесены к I-му веку[39].

В этих подземных пещерах христиане, удаляясь от преследования язычников, совершали собственный Богослужение и приносили бескровную жертву; как на стенах, так на других предметах и гробницах этих катакомб, сохранились из II-го и III-го века и другие, ясные, не символические изображения Спасителя, Пречистой Матери Его, апостолов и событий из жизни Спасителя и из ветхозаветной истории. Так, ко второму веку и притом к началу его учеными исследователями относятся изображение благовещения архангелом Богоматери, кроме этого изображение Богородицы с младенцем Иисусом у груди и со звездою вверху, оба в усыпальнице Прискиллы в Риме, и в том месте же сохранившиеся изображения Спасителя, исцеляющего кровоточивую жену и разговаривающего с самарянкою относятся к средине второго столетия[40].

Из третьего века укажем на сохранившиеся в Риме в подземном кладбище Ермия, в полукруге составляющие одну картину, на восемь частей поделённую, изображения: 1) хорошего пастыря, 2) Иисуса, исцеляющего бесноватого отрока, 3) расслабленного исцеленного, несущего одр, 4) Иисуса, воскрешающего Лазаря, 5) Моисея, изводящего воду из гора ударом жезла, 6) Ионы, выкинутого на берег Китом, 7) Ионы, лежащего под тыквою в тени и 8) Ионы, лежащего у иссохшей тыквы. К тому же веку относятся: находящиеся в катакомбе Марцеллина и Петра изображение поклонения волхвов Богомладенцу, держимому Пресвятою Девою[41], и сохранившиеся на востоке в Александрийской усыпальнице два изображения Спасителя: 1) претворяющего воду в вино на браке в Кане Галилейской, и 2) умножающего хлебы и насыщающего ими народ[42].

Превосходно кроме этого самое старое изображение глав апостолов Петра и Павла на медном медальоне, отысканном в усыпальнице Домитиллы и относимом к первой половине III-го века. У апостола Петра волосы частые и курчавые на браде и главе, брада круглая, маленькая, черты лица больше, чем у ап. Павла; у апостола Павла лицо дольше и уже, глава спереди и вверху не имеет волос (лысая)[43], брада долгая, прядями, у обоих лица иудейского типа[44]. Выше обрисованные изображения апостолов считаются портретами их и Евсевий говорит, что первые христиане сохранили лики их. Так лики апостолов писались и поныне пишутся на западе; распространены такие изображения и на востоке. Поименовать другие священные изображения третьего столетия вычисляем излишним[45].

Скажем об золотых изображениях. Золотые изображения Спасителя, Богоматери, апостолов Петра и Павла, некоторых мучеников, к примеру, мученицы Агнии, и различных событий из священной истории Ветхого и Нового Заветов, сохранились до отечественного времени на стеклянных либо, правильнее, в стеклянных сосудах (чашах), из которых много без сомнений относится к третьему веку. Живописец растягивал на круглой стеклянной пластинке, покрытой клейким составом, узкий листок золота и на нем чертил либо, лучше сообщить, резал полностью каким-нибудь железным острием линии воображаемых предметов либо буквы надписи, отбрасывая от листка все лишние незанятые изображением части, позже стеклянную пластинку припаивал к донышку чаши. Так золотое изображение помещалось между двумя слоями стекла. Кое-какие из этих чаш были употребляемы при богослужении, при совершении таинств; во многих из них хранилась кровь мучеников. самоё замечательное собрание таких чаш находится в Ватиканской библиотеке в Риме; имеется собрания их и в других городах: Лондон, Париж, Неаполь и у некоторых частных лиц[46].

Потребность в священных изображениях для первых христиан так была сильна, что они, опасаясь выдать себя и иконы язычникам, довольно часто ограничивались символическими, другими словами, условными изображениями. Так, не считая изображения Спасителя под видом хорошего пастыря, очень кроме этого распространено было изображение Его под видом рыбы. Рыба являлась образом Христа, по причине того, что в греческом наименовании ее, складывающемся из 5 букв, заключаются первые буквы греческих пяти слов, на русском означающих: Христос Божий Сын Спаситель. Она являлась символом либо образом Христа, крещающего водою и дающего плоть собственную в снеде, другими словами, была знаком причащения и таинств крещения. Старейшее их многих изображений этого рода находится в подземной римской усыпальнице Люцины в Риме и относится к концу первого либо ко второму веку; над рыбою поставлена корзина с хлебами, чем яснее выражается таинство причащения. На рыбе делались надписи, сокращенные и загадочные, каковые в русском переводе смогут быть выражены так: И. X. Б. С. С. живых, вторая: И. X. Б. С. С. спаси; первая означала, Христос Божий Сын Спаситель живых (другими словами, христиан), а вторая: Христос Божий Сын Спаситель спаси[47]. Время от времени железное изображение рыбы носилось на шее вместо креста и тогда на месте глаз ее делалось отверстие. Это делалось вследствие того что ношение креста имело возможность выдать носящего язычникам[48].

Часто изображался кроме этого Спаситель под видом агнца. Данный образ забран был из Ветхого Завета. Св. Иоанн креститель назвал Иисуса Христа Агнцем Божиим, вземлющим грехи мира (Иоан. 1, 29, 36); потому что Господь прообразован был пасхальным агнцем иудеев (Исх. гл. 12; Исаии 53, 7). Эти и другие символические священные изображения очень древние (2 и 3 столетий) светло говорят о том, что первые христиане не только не отвращались от святых изображений, но старались и прикровенно использовать их среди преследований от язычников; так они считали их согласными с верою христианскою; так они, жившие среди идолопоклонников и презревшие идолопоклонство, вычисляли эти изображения хорошими от идолов, не смотря на то, что нельзя отвергать и того, что были христиане из язычников, восставшие против икон, по причине того, что опасались, дабы кое-какие из несложных христиан, подобно язычникам, не сочли самих святых и изображений Божества за всевышних. Потому-то и в первые века несравненно более видится красивых священных изображений, нежели священных изваяний.

Христианский автор II-го и начала III-го столетия Тертулиан светло говорит об изображениях хорошего пастыря на чашах, употребляемых христианами[49]. Климент Александрийский, известный наставник христианской школы в Александрии, процветавший во II-м столетии, рекомендовал христианам использовать и на печатях их образ рыбы[50] знак Христа.

Святой Мефодий Патарский, живший в III-м веке и в начале четвертого (312), светло говорит об изображениях в его время сил и ангелов небесных: устрояемые из золота изображения ангелов Его (другими словами, Всевышнего), властей и начал мы устрояем в честь и славу Его[51] — говорит он.

Воистину древние христиане, чтители св. икон, будут делать выводы людей настоящего времени, именующих себя христианами и восстающих на иконы Пресв. святых и Троицы Божиих; те, не обращая внимания на опасности и преследования, умели изготовлять и сохранять и чтить св. иконы, а сии, не обращая внимания на многие свидетельства самого Всевышнего за св. иконы, не обращая внимания на примеры почитания св. икон предержащею властию, их предками и отцами, нарушают мир церкви и восстают на иконы Господа святых и Бога Его.

20 самых известных их значения и икон

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector