Светлана андреевна ие-51

Тема урока: «Ассимиляция. Диссимиляция. Метаболизм. Энергетический обмен».

Цель урока: Выявить уровень знаний учащихся, повторить пройденный материал. Познакомить учащихся с понятиями ассимиляция, диссимиляция, метаболизм. Продолжить углубление и расширение знаний о процессе метаболизма, раскрыв сущность энергетического обмена.

Задачи:

v Образовательная: сформировать понятия «ассимиляция», «диссимиляция», «метаболизм»; познакомить с процессом энергетического обмена в клетке.

v Развивающая: развить у учащихся умения сравнивать процессы ассимиляции и диссимиляции; описывать процесс энергетического обмена; называть условия протекания каждого из этапов; составлять уравнения энергетического обмена.

v Воспитательная: в целях формирования научного мировоззрения доказать, что энергия необходима для процессов жизнедеятельности всех живых организмов.

Форма организации: урок.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: с презентацией.

Оборудование: презентация «Ассимиляция. Диссимиляция. Метаболизм. Энергетический обмен», тесты.

Ход урока Методические приемы
I.Организация класса(приветствие, проверка готовности учащихся к уроку) -до 2 минут
II.Изучение нового материала 1.Проверка знаний учащихся Система оценивания работы: 0-5 баллов – «2» 6-7 баллов – «3» 8-9 баллов – «4» 10-11 баллов – «5» Вариант 1. 1. К прокариотическим организмам относится: А. Бацилла Б. Гидра В. Амёба Г. Не знаю 2. Формирование лизосом клетки происходит в… А. Рибосомах Б. Митохондриях В. Аппарате Гольджи Г. Не знаю 3. Одна из важнейших функций лизосом… А. Синтез ферментов В. переваривание отмерших клеток Б. Синтез гормонов Г. Не знаю 4. В животную клетку поступление твердых частиц происходит вследствии: А. Пиноцитоза Б. Фагоцитоза В. Диффузии Г.Не знаю 5. Основная роль крист заключается в том, что на них… А. Синтезируется ДНК Б. Происходит окисление органических соединений В. Происходит синтез белков Г. Не знаю 6. Выбери функции хлоропластов. А. синтез глюкозы, синтез АТФ, выделение кислорода Б. образование лизосом, синтез РНК, дыхание В. синтез и-РНК, регуляция обмена веществ Г. Не знаю 7. Сложная система в виде трубочек, цистерн разных размеров А. Аппарат Гольджи Б. Митохондрии В. ЭПС Г. Не знаю 8. Пластиды зеленого цвета называются А. Хлоропласты Б. Хромопласты В. Лейкопласты Г. Не знаю 9. В аппарате Гольджи образуются А. Лизосомы Б. Рибосомы В. Хлоропласты Г. Не знаю 10. Найдите соответствия между органоидами клетки и их функциями: ОРГАНОИД ФУНКЦИЯ 1. Митохондрия а) синтез белка 2. Пластиды б) внутриклеточное пищеварение 3. Аппарат Гольджи в) синтез АТФ 4. Лизосомы г) окраска плодов 5. Эндоплазматическая сеть д) синтез углеводов и липидов 6. Рибосомы е) накопление веществ, синтезируемых в клетке Вариант 2. 1. Основные положения клеточной теории сформулировали в 19 веке А. Р. Гук и А. ван Левенгук Б. Р. Броун и Р. Вихров В. Т. Шванн и М. Шлейден Г. Не знаю 2. В аппарате Гольджи образуются А. Лизосомы Б. Рибосомы В. Хлоропласты Г. Не знаю 3. В животную клетку поступление жидких частиц происходит вследствии: А. Пиноцитоза Б. Фагоцитоза В. Диффузии Г.Не знаю 4. Сложная система в виде трубочек, цистерн разных размеров А. Аппарат Гольджи Б. Митохондрии В. ЭПС Г. Не знаю 5. Где сосредоточен хлорофилл хлоропластов? А. В гранах Б. В матриксе В. Наружной мембране Г. Не знаю 6. Пластиды зеленого цвета называются А. Хлоропласты Б. Хромопласты В. Лейкопласты Г. Не знаю 7. В мембранах эукариот… А. Один слой липидов Б. Два слоя липидов В. Три слоя липидов Г. Не знаю 8. Митохондрии отсутствуют у А. Бактерий Б. Растений В. Животных Г. Не знаю 9. Формирование лизосом клетки происходит в… А. Рибосомах Б. Митохондриях В. Аппарате Гольджи Г. Не знаю
  1. Найдите соответствия между структурными компонентами клетки и их функциями:

КОМПОНЕНТ КЛЕТКИ ФУНКЦИЯ 1. Плазматическая мембрана а) связывает части клетки в единое целое 2. Ядро б) внутриклеточное пищеварение 3. Цитоплазма в) хранение наследственной информации 4. Лизосомы г) транспорт веществ в клетку и из клетки 5. Эндоплазматическая сеть д) синтез белка 6. Рибосомы е) синтез углеводов и липидов 2.Изучение нового материала. Итак, тема сегодняшнего урока метаболизм. Метаболизм – ряд стадий, на каждой из которых молекула под действием ферментов слегка видоизменяется до тех пор, пока не образуется необходимое организму соединение. Метаболизм складывается из двух взаимосвязанных процессов – ассимиляция и диссимиляция.

Светлана андреевна ие-51

Ассимиляция, или анаболизм (пластический обмен), – совокупность химических процессов, направленных на синтез веществ в клетках. Очевидно, что синтез каких-либо веществ невозможен без затрат энергии. Как же клетка получает энергию для реакций биосинтеза? Наряду с процессами синтеза новых веществ в клетках происходит постоянный распад запасенных при ассимиляции сложных органических веществ. При участии ферментов эти молекулы распадаются до более простых соединений; при этом высвобождается энергия. Чаще всего эта энергия запасается в виде аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ). Далее энергия АТФ используется для различных нужд клетки, в том числе и для реакций биосинтеза. Совокупность реакций распада веществ клетки, сопровождающихся выделением энергии, получила название диссимиляции. Ассимиляция и диссимиляция — противоположные процессы: в первом случае вещества образуются, во втором — разрушаются. Но они тесно взаимосвязаны и друг без друга невозможны. Ведь если в клетке не будут синтезироваться и запасаться сложные вещества, то нечему будет распадаться, когда потребуется энергия. А если вещества не будут распадаться, то где взять энергию для синтеза необходимых веществ? Рассмотрим подробнее процесс диссимиляции, т.е. энергетический обмен в клетке. Энергетический обмен в клетке подразделяют на три этапа. Первый этап — подготовительный. Во время него крупные пищевые полимерные молекулы распадаются на более мелкие фрагменты: Полисахариды распадаются на ди- и моносахариды; белки — до аминокислот; жиры — до глицерина и жирных кислот. В ходе этих превращений энергии выделяется мало, она рассеивается в виде тепла, и АТФ не образуется. Второй этап — неполное бескислородное расщепление веществ. На этом этапе вещества, образовавшиеся во время подготовительного этапа, разлагаются при помощи ферментов в отсутствие кислорода. Разберем этот этап на примере гликолиза — ферментативного расщепления глюкозы. Гликолиз происходит в животных клетках и у некоторых микроорганизмов. Суммарно этот процесс можно представить в виде следующего уравнения: С6Н12О6 + 2Н3Р04 + 2АДФ 2С3Н603 + 2АТФ + 2Н2О Таким образом, при гликолизе из одной молекулы глюкозы образуются две молекулы пировиноградной кислоты (С3Н4О3), которая во многих клетках, например в мышечных, превращается в молочную кислоту (С3Н6О3), причем высвободившейся при этом энергии достаточно для превращения двух молекул АДФ в две молекулы АТФ. У большинства растительных клеток и некоторых грибов второй этап энергетического обмена представлен спиртовым брожением: С6Н12О6+2Н3РО4+2АДФ2С2Н5ОН +2С02 + 2АТФ + 2H2О Исходные продукты спиртового брожения те же, что и у гликолиза, но в результате образуется этиловый спирт, углекислый газ, вода и две молекулы АТФ. Есть такие микроорганизмы, которые разлагают глюкозу до ацетона, уксусной кислоты и других веществ, но в любом случае «энергетическая прибыль» клетки составляет две молекулы АТФ. Третий этап энергетического обмена — полное кислородное расщепление, или клеточное дыхание. При этом вещества, образовавшиеся на втором этапе, разрушаются до конечных продуктов — СО2 и Н2О. Этот этап можно представить себе в следующем виде: 2С3Н6О3 + 6О2 + 36Н3РО4 + 36 АДФ 6СО2 + 42 Н2О + 36АТФ. Таким образом, окисление двух молекул пировиноградной кислоты, образовавшихся при ферментативном расщеплении глюкозы до СО2 и Н2О, приводит к выделению большого количества энергии, достаточного для образования 36 молекул АТФ. Две молекулы АТФ запасаются в ходе бескислородного расщепления молекулами глюкозы, поэтому суммарный энергетический обмен в клетке в случае распада глюкозы можно представить как: С6Н12О6 + 6О2 + 38АДФ + 38Н3РО4 = 6СО2 + 44Н2О + 38АТФ (2800 кДж)

-вступление учителя -работа учеников с тестами на местах 15минут -работа учеников с тестами на местах 15минут -работа учеников с тестами на местах 15минут -работа с учащимися -рассказ учителя -слайды № 5 минут -работа с учащимися -рассказ учителя -слайды № 5 минут -работа с учащимися -рассказ учителя -слайды № 5 минут -работа с учащимися -рассказ учителя -слайды № 5 минут
III.Домашнее задание §2.8-2.9 учить (пересказ). -запись на доске и в дневниках учащихся -презентация: слайд № 1 минута
IV.Закрепление материала Составить синквейн на тему «метаболизм». Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление. Например: 1. Метаболизм 2. Энергетический, пластический 3. Расщепляет, запасает, выделяет 4. Происходит в две стадии 5. Превращение беседа -работа учащихся с места -презентация слайды № 10 минут
V.Вывод Энергетический обмен сложный и важный биохимический процесс, т.к. энергия необходима для процессов жизнедеятельности всех живых организмов.

Светлана Иванова ее муж и дочка Полина

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector