Этническая идентичность является составной частью социальной идентичности, психологической категорией, и заключается в осознании человеком своей принадлежности к определенной этнической общности.
Этничность—социологическая категория. Этничность человека определяется объективными признаками: этнической принадлежностью родителей, культурой, языком, местом жительства человека и др.
Сторонники примордиализма («исконность», «начальность») считают, что этничность является врожденной, имеющей биологические корни характеристикой, лежащей в основе социального сознания.
Сторонники инструментализма или конструктивизма считают этничность ситуативной, изменчивой характеристикой, зависящей от структуры общества, от умения политиков эффективно мобилизовать группу для достижения общих целей.
И в том, и в другом утверждении есть доля истины: этническое сознание устойчиво, поддерживается этническим бессознательным, однако, интенсивность его проявления зависит от внешних факторов. Особенно характерна сильная этническая идентичность (ЭИ) для представителей этнических меньшинств, людей живущих вне исконной родины, у детей от межэтнических браков.
Этапы формирования этнической идентичности по Пиаже:
6-7 лет фрагментарные знания, идентичность постигается через семью и ближайшее окружение;
8-9 лет четкая идентичность, основанием для которой служат национальность родителей, язык, место проживания.
10-11 лет полное формирование ЭИ на основании уникальной истории, традиций и др. своего народа.
Точка зрения Ж. Пиаже не совсем верна, поскольку ЭИ является динамической характеристикой и ее формирование не заканчивается в подростковом возрасте. Трансформация ЭИ может быть обусловлена факторами общественной или личной жизни человека, такими, как война или переезд отдельной семьи в другую страну. Рамки, данные Ж.Пиаже не универсальны.
Ложная ЭИ формируется если в обществе одни этносы оцениваются выше, чем другие. При неблагоприятном межгрупповом сравнении человек может выбрать стратегию индивидуальной мобильности—осознанной смены группы и изменения идентичности. Ложная ЭИ неосознана, а измененная идентичность всегда сознательна.
Исследование 1995 года показало, что русские в большинстве считают этническую принадлежность данностью, которую нельзя изменить.
Приписанная идентичность базируется на восприятии человека другими людьми и основывается на внешних или объективных признаках. Внутренняя идентичность человека может не соответствовать приписанной. Особенно такая ситуация характерна для детей от межэтнических браков.
Моноэтническая идентичность состоит в том, что человек считает себя представителем одного определенного этноса, и проявляется как адекватная оценка собственной идентичности, патриотизм и гордость за свой этнос. Обычно позитивное отношение к собственному этносу создает предпосылки для позитивного отношения к другим этносам. Однако, крайняя форма ЭИ—этническая гиперидентичность— приводит к нетерпимости по отношению к другим этносам.
Биэтническая идентичностьзаключается в осознании своей принадлежности к 2 и более этносам.
Маргинальная ЭИ характерна для некоторых членов этнических меньшинств, не овладевающих ни одной культурой.
Спутанная, неопределенная идентичность приводит к внутриличностным конфликтам, отчужденности, агрессивности, неудачливости и дезорганизованности.
Невыраженная сознательная идентичность обычно проявляется в высказываниях: «этничность для меня не важна, не имеет значения».
Для людей с неопределенной идентичностью характерна опора на свою гражданскую идентичность.
Фини (исследователь): Люди, обладающие наиболее четкой и ясной личностной идентичностью, более уверены в своей этнической принадлежности и значении ее для жизни.
То, что в России называют этническим самосознанием, на Западе называют ЭИ. Трудно сказать, какое из этих понятий шире: с одной стороны ЭИ может быть сознательной и бессознательной, с другой стороны ЭИ является ядром этнического самосознания.
Структура самосознания, предложенная В.С.Мухиной, применима и к рассмотрению этнического самосознания.
Из отечественных авторов проблемой ЭИ занимались Стефаненко, Солдатова (межэтническая напряженность), Снежкова (украинские подростки). Из Западных исследователей наиболее известны Ж. Пиаже. Густав Шпет, Д. Майерс.
Влияние трудовой миграции в Гагаузии на этническую идентичность